Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Окружающий мир "Жизнь леса" 4 класс

УМК: ШКОЛА РОССИИ

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Жизнь леса

Цель урока: создать условия для формирования представлений о лесе как природном сообществе

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять лес как природное сообщество; - описывать лес по иллюстрации; - различать разнообразие лесных обитателей, узнавать их на рисунках; - выявлять экологические связи в сообществе леса; - оценивать свое поведение в природе, формулировать правила поведения в лесу; - давать характеристику природного сообщества леса по предложенному плану.

Личностные:

Метапредметные:

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Приветствие и начало урока окружающего мира.

Настоем крепким трав, грибов и ягод 
Вдруг от того повеяло леска. 
Нагретою захлебываясь влагой. 
Дышу, не надышусь издалека. 
Ах, милая! 
Когда б забыть другие, 
Я б только эти повторял слова! 
Привычные, по-детски дорогие... 
Грибы. 
Деревья. 
Ягоды. 
Трава.

                                    (В. Субботин)

 

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Целеполагание с опорой на личный жизненный опыт обучающихся

– О чем говорится в стихотворении? Почему наш урок я начала с этого стихотворения? (Ответы детей)

 Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока. (Жизнь леса)

- Значит, какая основная задача урока? (Узнать о жизни леса)

 


 определять лес как природное сообщество

регулятивные:
–понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из жизненного опыта;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с деформированным планом решения учебной задачи

Составим план нашей работы по порядку.

На доске записан деформированный план:

-        Задать вопрос.

-        Оценить свою работу.

-        Выдвинуть версии.

-        Применить новые знания.

-        Определить пути их решения.

В ходе коллективного обсуждения составляется план:

1.      Задать вопрос.

2.      Выдвинуть версии.

3.      Определить способы их решения.

4.      Применить новые знания.

Оценить свою работу.


 

регулятивные:
– планировать учебную деятельность;
познавательные:
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Итак, как можно ответить на вопрос «Как живет лес?», предложите свои версии.

После коллективного обсуждения – запись на доске:

1 гипотеза

2 гипотеза

3 гипотеза

Лес – это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

Лес снабжает животных пищей.

Лес живет для того чтобы было место для обитания и питания животных и растений.

 


 определять лес как природное сообщество

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– высказывание и обоснование своей точки зрения

 

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие в природное сообщество – лес. И определим истинность или ложность наших гипотез.

-Первая гипотеза гласит, что лес-это природное сообщество, единство живой и неживой природы.  Давайте поближе познакомимся с «обитателями» леса, для этого послушайте стихотворение:

В лесу

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну, а спелой ягоды и не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится – спать пора.

                                               (Н. Саконская)

- Что вы можете сказать про  представителей живого мира леса? Что или кого мы можем встретить в лесу? (ягоды, грибы, насекомых)

- Верно, все перечисленное вами можно встретить в лесу, но этот список можно расширить.

- Вспомните из своих наблюдений, какие растения, животные и грибы встречаются в лесах нашего края (ответы детей).

 

 

 


Дидактические материалы:

Зона лесов

  определять лес как природное сообщество

 

регулятивные:
–высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Давайте сопоставим наши высказывания с данными в учебнике, откройте его на с.166-167.

-Перечислите, кто из обитателей леса вам уже знаком.

 


Дидактические материалы:

лес

Дикие и домашние животные

 различать изученные виды живых организмов леса

 

регулятивные:
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания по учебнику, с последующей фронтальной проверкой.


 

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–чтение текстовой инструкции
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

Вернемся к заданию на с. 164 и составим пищевые цепочки.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. 

- Проверьте друг друга.

Взаимопроверка.

- Какие пищевые цепочки у вас получились? (Ответы учащихся)


Дидактические материалы:

лес

выявлять экологические связи в сообществе леса и изображать их с помощью модели, схемы

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в письменной форме.

 

5. Домашнее задание

 -Изучить подробно статьи на с. 164-168; на с. 168 ответить на вопросы раздела «Обсудим!» (не менее 10 предложений); по плану на с.164 дать характеристику природному сообществу лес.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Назовите заключительную  задачу.

- Ответим на итоговые вопросы «Проверь себя». (Ответы учащихся)

-Прочитайте вывод в конце параграфа.

-Все ли задачи урока были выполнены? (Ответы учащихся)

- Нужны ли нам в жизни приобретённые сегодня знания? Почему?


 

определять лес как природное сообщество;

 

выявлять экологические связи в сообществе леса;

различать изученные виды живых организмов леса

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование результата
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.