Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

УМК: УМК "Школа России", автор учебника Моро М.И. и др.

Предмет: Математика

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Цель урока: Формировать умения овладеть письменным приёмом умноженияна числа, оканчивающиеся нулями.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Умения выполнять устно сложение, вычитание, умножение, деление; - Знания табличных случаев умножения; - Знания внетабличных случаев умножения; - Умения правильно умножать на 0; - Умения правильно умножать на 10; - Умения правильно умножать на 100. - Знания сочетательного закона умножения; - Умения письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. - Знания алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; - Умение оформлять решение задачи.

Личностные:

- осознание границы знания и незнания;

Метапредметные:

- Умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) - Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) - Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД) - Умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) - Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) - Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) - Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

- Приготовьтесь к уроку, проверьте, всё ли необходимое к уроку математики лежит у вас на столах?

- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

Девиз нашего урока: «У нас всё получится!».

- Как мы организуем работу на уроке, чтобы у нас все получилось?

- Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в собственный успех, и тогда действительно у вас всё получится.

 

 

Умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устная работа

- Начнем урок с устного счета.

  1. Задачи:
  • В семье три сестры и два брата. Сколько детей в семье? (5)
  • Горело три свечи, две погасли. Сколько свечей осталось? (2)
  • Собачка, когда стоит на двух лапах, весит 3 килограмма. Сколько будет весить собака, если встанет на все лапы? (3)
  1. Цепочка

- Посмотрите на доску, на ней записана цепочка действий. Решите ее устно. Отвечаем по поднятой руке.

450:9+60+13*10=240

3.Сравни выражения, не считая:

54*3*10…..54*30 (=)

32*10*5…..32*50 (=)

- Молодцы! Вы активно работали. Оцените свою работу. Все ли задания вы выполнили правильно?

 

 


 

Умения выполнять устно сложение, вычитание, умножение, деление;

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на доску, перед вами примеры. Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

1)6*9= 54 (табличное умножение)

2) 26*3 (внетабличное умножение: разбиваем на разрядные слагаемые)

3) 139*0 (умножение на ноль)

4) 264*10 (увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10)

5) 92*100 (приём умножения на 100)  

6) 532*300

– Почему вы не справились? Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали?

– В чём затруднение? Почему оно возникло?


 

Знания табличных случаев умножения;

Знания внетабличных случаев  умножения;

Умения правильно умножать на 0;

Умения правильно умножать на число 10;

Умения правильно умножать на число 100.

 

регулятивные:
–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
познавательные:
–анализировать объекты окружающего мира;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:
–высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Попробуем устно выполнить вычисления 532*300.

532*300= 532*(3*100)= 532*3*100=159600

- Какой закон математики будем применять? (Сочетательный)           

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? (Нет)

- Какой способ мы можем ещё использовать? (Решение столбиком)

- Умеем мы это правильно делать? (Нет)

- Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке? (Научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями)

– Сформулируйте тему урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями)

–  Наметим наш план действий:

  1. Познакомимся с новой темой.
  2. Сами попробуем решить последний пример.
  3. Сопоставим свои предположения с правилом в учебнике, спросим у учителя.
  4. Устраним затруднение.
  5. Применим новое знание.

   – Что нам в этом поможет? (Свой опыт, учебник, учитель)


 Знания сочетательного закона умножения;

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

- Попробуем решить пример самостоятельно.

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? (В учебнике).

- Откройте учебники на стр.79, внимательно рассмотрите образец и попробуйте самостоятельно решить пример 532*300 в столбик.

- Посмотрите на доску. Я тоже выполнила умножение. Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так же, как показано на доске.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. Кто выполнил неправильно, исправьте.

- Посмотрите на доску. Сейчас я объясню вам, как правильно выполнять письменный приём умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма:

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

- Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. Приступайте к выполнению задания.

Вызываю к доске одного ученика, прошу объяснить прием умножения.

(Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе).

- У кого другая запись?

Вывожу алгоритм на доску.

- Итак, давайте сделаем вывод: как правильно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями? (Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе).


 

Умения письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Комментирование

- Переходим к этапу «Закрепление».

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Выполним упражнение 350 на странице 79. Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.

(Ученики по очереди работают у доски, остальные в тетрадях, выполняют письменное умножение примеров с проговариванием вслух: 420*8, 390*3, 4700*5, 6800*6, 30700*9, 20080*7)

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

 

 


 

Знание алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

Умение письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

- Сейчас посмотрим, как вы умеете применять новые знания самостоятельно.

- Посмотрите на доску, перед вами два задания. Внимательно прочитайте их. Задавайте вопросы, если что-то непонятно. На выполнение задания вам несколько минут.

  1. Выполните письменно умножение многозначных чисел в столбик:

735*500, 6307*40, 531*300, 60365*10, 346*60

  1. Выполните задачу, считайте в столбик, составьте таблицу и запишите ее решение в тетрадь:

(В магазин поступили цветные карандаши и фломастеры, всего 560 штук. Карандаши были в 40 коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры - 10 коробках, поровну в каждой. Сколько фломастеров было в каждой коробке?)

 

Проверка:

- Посмотрите на доску, сверьте правильность выполнения первого задания.

- Проверим решение задачи. Посмотрите на доску, у всех получился такой ответ?

- Поднимите руки, кто выполнил все примеры без ошибок?

- Давайте вместе попробуем разобраться с задачей, чтобы вы исправили свои ошибки. Кто выполнил правильно, сверяйте выполнение своей работы с нами.

- Что нам известно в задаче? (что  всего 560 фломастеров, что карандаши были в 40 коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры - 10 коробках, поровну в каждой)

- Как звучит вопрос задачи? (Сколько фломастеров было в каждой коробке)

- Как удобнее записать условие задачи? (в виде таблицы)

- Посмотрите на доску:

 

Кол-во в 1 кор.

Кол-во кор.

Всего штук

карандаши

12шт.

40 к.

?

?    560 шт.

фломастеры

? шт.

10 к.

 

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

- Посмотрите на первую строчку. Зная количество карандашей в одной коробке и количество коробок, что мы можем найти? (Вычислим количество карандашей в 40 коробках: 12*40=480 штук)

- Зная сколько всего канцтоваров и сколько карандашей в 40 коробках, можем ли мы найти общее количество фломастеров? (560-480 = 80 штук)

- Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи? (Да, 80:10=8 штук)

- Оцените себя, поставьте оценку карандашом на полях тетради.


 

 

 

Знание алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

Умение письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями;

     Умение оформлять решение задачи.

 

регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

5. Домашнее задание

 Упражнение 352, страница 79.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

– Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке.

 – Какая тема сегодняшнего урока? (Письменное умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями

– Какую цель мы ставили? (Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями)

– Достигли мы цели? (Да)


 

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

– Давайте вспомним девиз, который мы прочитали в начале урока («У нас все получится»)

– Что у вас получилось?

– Что нового вы узнали?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Над чем надо поработать?


 

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.