Название ТКУ: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
УМК: УМК "Школа России", автор учебника Моро М.И. и др.
Предмет: Математика
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Цель урока: Формировать умения овладеть письменным приёмом умноженияна числа, оканчивающиеся нулями.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умения выполнять устно сложение, вычитание, умножение, деление; - Знания табличных случаев умножения; - Знания внетабличных случаев умножения; - Умения правильно умножать на 0; - Умения правильно умножать на 10; - Умения правильно умножать на 100. - Знания сочетательного закона умножения; - Умения письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. - Знания алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; - Умение оформлять решение задачи.
Личностные:
- осознание границы знания и незнания;
Метапредметные:
- Умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) - Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) - Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД) - Умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) - Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) - Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) - Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
||||||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
|||||||||||||
1. Организационный момент |
||||||||||||||
- Приготовьтесь к уроку, проверьте, всё ли необходимое к уроку математики лежит у вас на столах? - Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока: «У нас всё получится!». - Как мы организуем работу на уроке, чтобы у нас все получилось? - Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в собственный успех, и тогда действительно у вас всё получится. |
|
Умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
||||||||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Устная работа - Начнем урок с устного счета.
- Посмотрите на доску, на ней записана цепочка действий. Решите ее устно. Отвечаем по поднятой руке. 450:9+60+13*10=240 3.Сравни выражения, не считая: 54*3*10…..54*30 (=) 32*10*5…..32*50 (=) - Молодцы! Вы активно работали. Оцените свою работу. Все ли задания вы выполнили правильно? |
Умения выполнять устно сложение, вычитание, умножение, деление; |
регулятивные: |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Создание проблемной ситуации - Посмотрите на доску, перед вами примеры. Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1)6*9= 54 (табличное умножение) 2) 26*3 (внетабличное умножение: разбиваем на разрядные слагаемые) 3) 139*0 (умножение на ноль) 4) 264*10 (увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10) 5) 92*100 (приём умножения на 100) 6) 532*300 – Почему вы не справились? Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали? – В чём затруднение? Почему оно возникло? |
Знания табличных случаев умножения; Знания внетабличных случаев умножения; Умения правильно умножать на 0; Умения правильно умножать на число 10; Умения правильно умножать на число 100. |
регулятивные: |
|||||||||||
3. Совместное открытие знаний |
||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Попробуем устно выполнить вычисления 532*300. 532*300= 532*(3*100)= 532*3*100=159600 - Какой закон математики будем применять? (Сочетательный) - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? (Нет) - Какой способ мы можем ещё использовать? (Решение столбиком) - Умеем мы это правильно делать? (Нет) - Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке? (Научиться письменно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями) – Сформулируйте тему урока. (Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями) – Наметим наш план действий:
– Что нам в этом поможет? (Свой опыт, учебник, учитель) |
Знания сочетательного закона умножения; |
регулятивные: |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Объяснение - Попробуем решить пример самостоятельно. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? (В учебнике). - Откройте учебники на стр.79, внимательно рассмотрите образец и попробуйте самостоятельно решить пример 532*300 в столбик. - Посмотрите на доску. Я тоже выполнила умножение. Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так же, как показано на доске. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. Кто выполнил неправильно, исправьте. - Посмотрите на доску. Сейчас я объясню вам, как правильно выполнять письменный приём умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма: 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ. - Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. Приступайте к выполнению задания. Вызываю к доске одного ученика, прошу объяснить прием умножения. (Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе). - У кого другая запись? Вывожу алгоритм на доску. - Итак, давайте сделаем вывод: как правильно умножать многозначные числа в столбик на числа, которые оканчиваются нулями? (Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе). |
Умения письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. Знания алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; |
регулятивные: |
|||||||||||
4. Первичное закрепление нового |
||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Комментирование - Переходим к этапу «Закрепление». Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Выполним упражнение 350 на странице 79. Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. (Ученики по очереди работают у доски, остальные в тетрадях, выполняют письменное умножение примеров с проговариванием вслух: 420*8, 390*3, 4700*5, 6800*6, 30700*9, 20080*7) - Понятен ли вам этот вычислительный приём?
|
Знание алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; Умение письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. |
регулятивные: |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Практическая работа - Сейчас посмотрим, как вы умеете применять новые знания самостоятельно. - Посмотрите на доску, перед вами два задания. Внимательно прочитайте их. Задавайте вопросы, если что-то непонятно. На выполнение задания вам несколько минут.
735*500, 6307*40, 531*300, 60365*10, 346*60
(В магазин поступили цветные карандаши и фломастеры, всего 560 штук. Карандаши были в 40 коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры - 10 коробках, поровну в каждой. Сколько фломастеров было в каждой коробке?)
Проверка: - Посмотрите на доску, сверьте правильность выполнения первого задания. - Проверим решение задачи. Посмотрите на доску, у всех получился такой ответ? - Поднимите руки, кто выполнил все примеры без ошибок? - Давайте вместе попробуем разобраться с задачей, чтобы вы исправили свои ошибки. Кто выполнил правильно, сверяйте выполнение своей работы с нами. - Что нам известно в задаче? (что всего 560 фломастеров, что карандаши были в 40 коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры - 10 коробках, поровну в каждой) - Как звучит вопрос задачи? (Сколько фломастеров было в каждой коробке) - Как удобнее записать условие задачи? (в виде таблицы) - Посмотрите на доску:
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) - Посмотрите на первую строчку. Зная количество карандашей в одной коробке и количество коробок, что мы можем найти? (Вычислим количество карандашей в 40 коробках: 12*40=480 штук) - Зная сколько всего канцтоваров и сколько карандашей в 40 коробках, можем ли мы найти общее количество фломастеров? (560-480 = 80 штук) - Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи? (Да, 80:10=8 штук) - Оцените себя, поставьте оценку карандашом на полях тетради. |
Знание алгоритма письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями; Умение письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями; Умение оформлять решение задачи. |
регулятивные: |
|||||||||||
5. Домашнее задание |
||||||||||||||
Упражнение 352, страница 79. |
|
|
||||||||||||
6. Рефлексия |
||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа – Мы переходим к последнему этапу: подводим итог работы на уроке. – Какая тема сегодняшнего урока? (Письменное умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями – Какую цель мы ставили? (Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями) – Достигли мы цели? (Да) |
|
регулятивные: |
|||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рефлексивные вопросы – Давайте вспомним девиз, который мы прочитали в начале урока («У нас все получится») – Что у вас получилось? – Что нового вы узнали? – Кто доволен своей работой на уроке? – Над чем надо поработать? |
|
регулятивные: |