Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Когда наступит лето? «Окружающий мир. 1 класс» автор А. А. Плешаков

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Когда наступит лето? Место урока в теме: 39-й урок в разделе «Где и когда?»

Цель урока: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Приветствие и начало урока окружающего мира.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,       

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 

Личностные:

- Проявлять мотивацию в изучении нового материала.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

Ребята, к вам на урок пришел Муравьишка-вопросик и принёс с собой загадку. Попробуем ее отгадать?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом)

(Приложение 3.Слайд 1.)

Ответы детей.


Дидактические материалы:

Приложения

- иметь представление о времёнах года, месяцах и их последовательности

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Целеполагание с опорой на личный жизненный опыт обучающихся

А когда же приходит лето? (Лето приходит после весны)

А ещё какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. (Времена года: лето, осень, зима, весна. Их 4.)

Какой месяц год заканчивает? (Декабрь)

А какой месяц год начинает? (Январь)

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Прочитайте тему урока на стр. 10 в учебнике. (Когда наступит лето?)(Приложение 3. Слайд 2.)

Значит, какие основные задачи урока? (Найти и дать ответ на этот вопрос)


Дидактические материалы:

Приложения

- иметь представление о времёнах года, месяцах и их последовательности

регулятивные:
–понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;
– целеполагание;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из жизненного опыта;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана решения учебной задачи

Ребята, давайте составим план нашей работы по порядку.

В ходе обсуждения составляется план:

  1. Задать вопрос.
  2. Выдвинуть версии.
  3. Определить способы их решения.
  4. Применить новые знания.
  5. Оценить свою работу.

(Приложение 3.Слайд 3.)


Дидактические материалы:

Приложения

 

 

регулятивные:
– планировать учебную деятельность;
познавательные:
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

Вот и нашему Муравьишке - вопросику стало интересно: а когда же наступит лето? Побежал он к мудрой черепахе, а она встречает его загадкой.

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты?

Кто догадался, о чем загадка?   (О временах года)

(Приложение 3. Слайд 4.)


Дидактические материалы:

Приложения

- иметь представление о времёнах года, месяцах и их последовательности

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Графическое иллюстрирование

Рассмотрите рисунок-схему в учебнике.(Учебник стр.10)

(Приложение 3. Слайд 5.)

Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их?

Назовите (Зима, весна, лето, осень).


Дидактические материалы:

Приложения

- умение соотносить времена года и месяцы.

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи; 
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–сопоставление информации, представленной в разных видах;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Занимательные упражнения

Мудрая черепаха приготовила конверт с загадками о временах года.(Приложение 3. Слайд 6.) Ребята, давайте их отгадаем (учитель делит детей на 4 группы).

 - Подумайте над загадками в своих группах, тихонько посовещайтесь между собой и дайте правильный ответ. После отметьте время года на годовом круге(стр. 10 учебника) и скажите: какие месяцы относятся к этому времени года? Когда вы будете готовы, поднимите руку.

  1. Птица-тройка прилетела,

    Скакуны в той тройке белы.

    А в санях сидит царица,

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом,

    Вся покрылась серебром.

     (Зима)

  1. Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчики капели,

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»

(Весна)

  1. Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай.

(Лето)

  1. Прошла по полям, по лугам, по лесам,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима»

(Осень)

По готовности каждая команда демонстрирует свой ответ.


Дидактические материалы:

приложения

- умение соотносить времена года и месяцы.

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах.

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Кто – нибудь догадался, почему же схема называется годовым кругом? (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.)

Скажите, а какое сейчас время года? Найдите на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него. А какое будет после?

Найдите на годовом круге название месяцев. Сколько их? (12).

Прочитайте их названия.

Сколько месяцев в каждом времени года? (3)

А кто сможет ответить Муравьишке, когда наступит лето? (лето наступит тогда, когда закончится весна.)

Ребята,хорошо запомните зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

Физкультминутка

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

(Дети идут на места.)


Дидактические материалы:

приложения

- умение соотносить времена года и месяцы.

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах.

 

регулятивные:
–высказывать своё предположение (версию);
– прогнозирование(предвосхищение результата)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Творческое задание

Далее работа продолжается по учебнику на странице 11. Найдите ошибки, которые допустил Муравьишка (дети ищут ошибки и поднимают руку для ответа).


Дидактические материалы:

приложения

- устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи; 
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; 
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной  форме.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Творческое задание

Мы сегодня узнали много нового.Давайте закрепим свои знания с помощью рабочей тетради (Приложение 2. стр. 9-10.)

№2 (стр.9).

 - Рассмотрите рисунки.

 - Нарисуйте по одному предмету одежды, подходящему для каждого времени года.

(Фронтальная проверка: учитель поднимает ученика для ответа, а другие проверят правильность своих ответов.)


Дидактические материалы:

приложения

- устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; 
коммуникативные: 
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Творческое задание

№3 (стр. 10)

(Работа в группах)

 - Прочитайте названия первых трех месяцев. К какому времени года они относятся?

 - 1 группа придумывает значок, обозначающий зиму,

2 группа придумывает значок, обозначающий весну,

3 группа придумывает значок, обозначающий лето,

4 группа придумывает значок, обозначающий осень.

(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.)


Дидактические материалы:

приложения

- устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные: 
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Аналогия

№4 (стр. 10)

 - Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

 - С какого месяца начинается год? (С января)

 - Поставьте в кружок рядом с январем цифру 1.

 - Продолжите нумерацию в правильном порядке.

(Проверка в парах. Взаимопроверка: дети меняются тетрадями и проверяют правильность ответов на слайде. Приложение 3. Слайд 13.)


Дидактические материалы:

приложения

- устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года

регулятивные:
– прогнозирования способов действия;
познавательные:
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах;
– высказывание и обоснование своей точки зрения.

5. Домашнее задание

- Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали, как изменяются времена года. Как это происходит? (В определенной последовательности, друг за другом.)

- Вы узнали, что каждому ремени года соответствуют свои месяцы. Назовите их.

- Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 9 №1;учебник стр. 10-11.

 

познавательные:

- обобщение нового материала.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята, давайте ответим на вопросы:

Какие времена года вы теперь знаете? Назовите их.

Сколько месяцев в году?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое время года наступает после весны?

 - Оцените свои достижения на уроке. Почему вы поставили себе такую оценку? (Ответы детей.)

 - Какие задания показались трудными? Почему? (Ответы детей.)

 - Какие задания показались интересными? (Ответы детей.)



 

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.