Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие об имени существительном"

УМК: "Перспектива"

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: "Понятие об имени существительном"

Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; - научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире; - научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).

Личностные:

- способствовать формированию познавательной потребности, умению оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД: научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи. Коммуникативные УУД : вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат.

- Что необходимо ученику  на уроке, чтобы добиться успеха?

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Кто такой детектив? Какими качествами должен обладать хороший детектив?

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс  будет называться так:

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила  ворона воронёнка.


 


 

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

 -Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске).

-  Найдите грамматическую основу предложения.




я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? ( похожи)

- Как называются слова в которых есть  общая часть? ( однокоренные)

Выделите корень в этих словах ( ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство



 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– нахождение ответов на вопросы;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– высказывание и обоснование своей точки зрения;

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Пробуждающий диалог

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:
потерялась  часть  речи.   Что  будем делать? 
(Собирать информацию.) Какие у вас возникли вопросы?

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

Мы:

  1. познакомимся с новой частью речи;
  2. узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;
  3. а также научимся распознавать ее среди других слов.




регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Комментирование

Замените одним словом:

  • Движение воздуха - ... (ветер).
  • Буря на море - ... (шторм).
  • Сильный ветер со снегом - ... (метель).
  • Порывистый ветер- … ( вихрь)
  • Ненастье с громом и молнией - ...(гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

  • Прочитайте  еще  раз  записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО?                       ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ


- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире;
- научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).

 

регулятивные:
–умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
– построение логической цепи рассуждений;
коммуникативные:
–умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Использование данного приема на уроке русского языка.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Занимательные упражнения

  - Прочитайте слова на карточках.

  - Задайте вопрос кто? или что?

  -  Исключите лишнее.

  - Дайте названия группам слов:

 

     1                          2                                3                                   4        

Страх               ножной                доктор                    морковь

Радость            ножницы             летчик                    земляника

Печаль             грабли                 плотник                  дерево                  

Унынье            кисть                   повар                      ромашка

Любовь           пила                     космонавт               лен



- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире;
- научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
–использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.;
коммуникативные:
–высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Поставьте вопрос к словам третьего   столбика. (Кто?)

- Такие имена существительные называются одушевлённые.

-  Поставьте вопрос к остальным  словам . (Что?)

-  Такие имена существительные называются неодушевлённые.

 Назовите  с вопросами сначала одушевлённыепотом – неодушевлённые имена существительные .

- Кто сформулирует правило? ( бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)

Отчет групп:

 1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,

 3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»

 И все вместе это ( вывешивается табличка)

ПРЕДМЕТЫ

Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что?  - о вещах.  Но вопрос что? Может быть задан  и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. 


  - обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире;
- научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;  
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Занимательные упражнения

- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

-  Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

Имя существительное (вывесить на доске – вместо  таблички  ЧАСТЬ РЕЧИ)

Всему название дано – и зверю и предмету.

 Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

 Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

 Обозначено словами.


  - обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире;
- научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

-  Из данных слов выберите существительные, объясните:

Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.

Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения.  Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень  - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)

Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.

 


 


 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;

познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;

коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

Проверка работы в тетради:

 – Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).

-Почему вы разделили существительные именно так?


 

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
– сопоставление информации;
– использование извлеченной информации;
коммуникативные:
– участие в коллективном обсуждении.

5. Домашнее задание

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Устный опрос

-  Подведем  итог  работы  нашего детективного агентства. Я вам задам вопросы по тому материалу, который мы сегодня прошли, а вы посторайтесь ответить:

- на какие вопросы отвечает имя существительное?

- чем одушевленные существительные, отличаются от неодушевленных?


 

регулятивные:
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– использование извлеченной информации;
– формулирование мыслей в устной форме.