Название ТКУ: Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие об имени существительном"
УМК: "Перспектива"
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: "Понятие об имени существительном"
Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; - научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире; - научатся соотносить вопросы (Кто?) и (Что?).
Личностные:
- способствовать формированию познавательной потребности, умению оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Метапредметные:
Регулятивные УУД : осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД: научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи. Коммуникативные УУД : вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
|||||||||||||||||||||||||||||
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат. - Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха? - А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Кто такой детектив? Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО Интересно, кто станет лучшим сыщиком? Послушайте скороговорку и повторите её: Проворонила ворона воронёнка. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Письменная работа -Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске). - Найдите грамматическую основу предложения. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? ( похожи) - Как называются слова в которых есть общая часть? ( однокоренные) Выделите корень в этих словах ( ворон) Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство. |
|
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Пробуждающий диалог Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: Как называется? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Это и есть цель нашей деятельности. Мы:
|
|
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Комментирование Замените одним словом:
Обозначьте и объясните орфограммы.
На центральной части доски появляются таблички ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ |
- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащиеся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире; |
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
я а в о п п у р Г |
Занимательные упражнения - Прочитайте слова на карточках. - Задайте вопрос кто? или что? - Исключите лишнее. - Дайте названия группам слов:
1 2 3 4 Страх ножной доктор морковь Радость ножницы летчик земляника Печаль грабли плотник дерево Унынье кисть повар ромашка Любовь пила космонавт лен |
|
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?) - Такие имена существительные называются одушевлённые. - Поставьте вопрос к остальным словам . (Что?) - Такие имена существительные называются неодушевлённые. Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные . - Кто сформулирует правило? ( бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?) Отчет групп: 1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты», 3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения» И все вместе это ( вывешивается табличка) ПРЕДМЕТЫ - Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. |
- обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; |
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Занимательные упражнения - Как же называется часть речи, которую мы так долго искали? - Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму. 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
Имя существительное (вывесить на доске – вместо таблички ЧАСТЬ РЕЧИ) Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,- Обозначено словами. |
- обучающиеся научатся распознавать имена существительные , различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; |
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа - Из данных слов выберите существительные, объясните: Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат. Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.) Проверка работы на компьютере учителем индивидуально. |
|
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Объяснение Проверка работы в тетради: – Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень). -Почему вы разделили существительные именно так? |
|
регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||
я а в о п п у р Г |
Устный опрос - Подведем итог работы нашего детективного агентства. Я вам задам вопросы по тому материалу, который мы сегодня прошли, а вы посторайтесь ответить: - на какие вопросы отвечает имя существительное? - чем одушевленные существительные, отличаются от неодушевленных? |
|
регулятивные: |