Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»

Цель урока: уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного в слове

Планируемые результаты:

Предметные:

упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении мягкого знака с другими буквами; • закрепить знание правила переноса слов с мягким знаком; • закрепить умение делить слова на слоги; • закрепить умение ставить ударение в словах; • закрепить умение определять главные и второстепенные члены предложения, выделять их на письме; • закрепить умение определять часть речи главных и второстепенных членов предложения; • формировать умение правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком • закрепить умение выполнять звуко-буквенный разбор слова

Личностные:

осознание границы знания и незнания; • понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; • создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала

Метапредметные:

Регулятивные: • умение определять и формулировать тему и цель урока; • умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания; • умение осуществлять самооценку; • умение осуществлять взаимопроверку. Коммуникативные: • слушать и понимать речь других; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • умение сотрудничать с учителем. Познавательные: • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; • умение работать с разными видами информации; • строить логическую цепочку рассуждений.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

организционный момент(1 мин.)

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И на учителя все посмотрели.

- Проверьте свою готовность к уроку.

 

 слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД);

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- А сейчас послушайте загадки и попытайтесь их отгадать. 1. Летит листок-хранитель строк, На запад и восток, На север и на юг. Листок получит друг. (письмó) - Давайте вспомним правило переноса слов с (ь). (мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной) - Как разделить по слогам первое слово? (пись-мо) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 2. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медвéдь) - Как разделить по слогам второе слово? (мед-ведь) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 3. Вы меня перелистали – Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. А все вместе я – … (альбóм) - Как разделить по слогам третье слово? (аль-бом) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 4. Кто зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это – снежная… (метéль) - Как разделить по слогам четвертое слово? (ме-тель) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. - Запишите эти слова в тетради по слогам, поставьте в них ударение. Образец записи в тетради: пись-мó, мед-вéдь, аль-бóм, ме-тéль - Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите это предложение. - Какие члены предложения составляют его основу? (подлежащее и сказуемое) - Найдите подлежащее и сказуемое в записанном предложении. Задайте вопросы к ним и подчеркните главные члены предложения. - Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении и допишите их над словами. - Что относится к второстепенным членам предложения? (определение, обстоятельство, дополнение) - Определение, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения. - Задайте вопросы и подчеркните второстепенные члены предложения


-закрепить знание правила переноса слов с мягким знаком; -закрепить умение делить слова на слоги; -закрепить умение ставить ударение в словах; -закрепить умение определять главные и второстепенные члены предложения, выделять их на письме; -закрепить умение определять часть речи главных и второстепенных членов предложения;

-умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (регулятивные УУД); -умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания (регулятивные УУД); -умение осуществлять самооценку (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); -создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности (личностные УУД);

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Формулирование темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Посмотрите на экран, прочитайте слова. На экране: окун.., пал..чик, звер..,пен.., ал..бом, крыл..цо - Какая буква пропущена во всех этих словах? (мягкий знак (ь)) - Показателем чего является мягкий знак? (показателем мягкости) - В каких частях слов пропущена буква ь? (в середине и на конце) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о мягком знаке) - Прочитайте в учебнике на с. 125 тему урока. (Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными) - Сформулируйте цель урока. (познакомиться с правилом правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными)


 

-умение определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); -умение работать с разными видами информации (познавательные УУД); -осознание границы знания и незнания (личностные УУД); -создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала (личностные УУД);

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Перейдем к закреплению полученных знаний. Давайте выполним упр. 205 на с. 125 учебника. - Внимательно прочитайте стихотворение. Подумайте, какие буквы пропущены в словах? - Кто готов прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы? (один ученик читает: Вьется недалечко реченька-река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть-чуть!) - Какие звуки обозначены этими буквами? (н', т', л') - Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. - Теперь поиграем в игру «Фокусник». Работать будете самостоятельно по карточкам. Вам нужно будет представить себя фокусниками и «спрятать» (ь) в середину слова, которое вы придумаете. Подчеркните в словах (ь). Карточка №1 Карточка №2 день – декабрь – пень – ноябрь – зверь – апрель – Образец записи в тетради: день – деньки декабрь – декабрьский - Осуществите взаимопроверку с соседом по парте. Все исправления делайте карандашом. - Теперь давайте выполним звуко-буквенный разбор слова день. (один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради) Образец записи: дéнь – 1 слог д [д'] – согл., зв., мяг. е [э] – гл., уд. н [н'] – согл., зв., мяг. ь [ ] 4 буквы, 3 звука - Ребята, почему в слове день звуков меньше, чем букв? (потому что (ь) не имеет звука, он придает мягкость согласному звуку, стоящему перед ним)


формировать умение правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком; закрепить умение выполнять звуко-буквенный разбор слова

умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (регулятивные УУД); умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания (регулятивные УУД); умение осуществлять взаимопроверку (регулятивные УУД); слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); умение работать с разными видами информации (познавательные УУД); понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (личностные УУД); создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала (личностные УУД);

5. Домашнее задание

 - Домашнее задание: выучить правило на с. 125 учебника и выполнить упр. 206 на с. 126.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

рефлексия

- Итак, ребята, о чем мы говорили на уроке? - Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с правилом правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными) - Мы справились с поставленной целью урока? Какова же роль (ь) в словах? ((ь) на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко) - Какие задания на уроке вам понравились больше всего? - Какие задания вызвали у вас затруднения?



-умение определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД); -умение осуществлять самооценку (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -осознание границы знания и незнания (личностные УУД); -понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (личностные УУД).