Название ТКУ: «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»
Цель урока: уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного в слове
Планируемые результаты:
Предметные:
упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении мягкого знака с другими буквами; • закрепить знание правила переноса слов с мягким знаком; • закрепить умение делить слова на слоги; • закрепить умение ставить ударение в словах; • закрепить умение определять главные и второстепенные члены предложения, выделять их на письме; • закрепить умение определять часть речи главных и второстепенных членов предложения; • формировать умение правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком • закрепить умение выполнять звуко-буквенный разбор слова
Личностные:
осознание границы знания и незнания; • понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; • создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала
Метапредметные:
Регулятивные: • умение определять и формулировать тему и цель урока; • умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания; • умение осуществлять самооценку; • умение осуществлять взаимопроверку. Коммуникативные: • слушать и понимать речь других; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • умение сотрудничать с учителем. Познавательные: • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; • умение работать с разными видами информации; • строить логическую цепочку рассуждений.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
организционный момент(1 мин.) - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, И на учителя все посмотрели. - Проверьте свою готовность к уроку. |
|
слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - А сейчас послушайте загадки и попытайтесь их отгадать. 1. Летит листок-хранитель строк, На запад и восток, На север и на юг. Листок получит друг. (письмó) - Давайте вспомним правило переноса слов с (ь). (мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной) - Как разделить по слогам первое слово? (пись-мо) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 2. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медвéдь) - Как разделить по слогам второе слово? (мед-ведь) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 3. Вы меня перелистали – Как в музее побывали. Космос на одной странице, На другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. А все вместе я – … (альбóм) - Как разделить по слогам третье слово? (аль-бом) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. 4. Кто зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это – снежная… (метéль) - Как разделить по слогам четвертое слово? (ме-тель) Один ученик записывает деление слова по слогам на доске. - Запишите эти слова в тетради по слогам, поставьте в них ударение. Образец записи в тетради: пись-мó, мед-вéдь, аль-бóм, ме-тéль - Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите это предложение. - Какие члены предложения составляют его основу? (подлежащее и сказуемое) - Найдите подлежащее и сказуемое в записанном предложении. Задайте вопросы к ним и подчеркните главные члены предложения. - Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении и допишите их над словами. - Что относится к второстепенным членам предложения? (определение, обстоятельство, дополнение) - Определение, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения. - Задайте вопросы и подчеркните второстепенные члены предложения |
-закрепить знание правила переноса слов с мягким знаком; -закрепить умение делить слова на слоги; -закрепить умение ставить ударение в словах; -закрепить умение определять главные и второстепенные члены предложения, выделять их на письме; -закрепить умение определять часть речи главных и второстепенных членов предложения; |
-умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (регулятивные УУД); -умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания (регулятивные УУД); -умение осуществлять самооценку (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); -создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности (личностные УУД); |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Формулирование темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - Посмотрите на экран, прочитайте слова. На экране: окун.., пал..чик, звер..,пен.., ал..бом, крыл..цо - Какая буква пропущена во всех этих словах? (мягкий знак (ь)) - Показателем чего является мягкий знак? (показателем мягкости) - В каких частях слов пропущена буква ь? (в середине и на конце) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о мягком знаке) - Прочитайте в учебнике на с. 125 тему урока. (Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными) - Сформулируйте цель урока. (познакомиться с правилом правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными) |
|
-умение определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); -умение работать с разными видами информации (познавательные УУД); -осознание границы знания и незнания (личностные УУД); -создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала (личностные УУД); |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Перейдем к закреплению полученных знаний. Давайте выполним упр. 205 на с. 125 учебника. - Внимательно прочитайте стихотворение. Подумайте, какие буквы пропущены в словах? - Кто готов прочитать стихотворение, вставляя пропущенные буквы? (один ученик читает: Вьется недалечко реченька-река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть-чуть!) - Какие звуки обозначены этими буквами? (н', т', л') - Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. - Теперь поиграем в игру «Фокусник». Работать будете самостоятельно по карточкам. Вам нужно будет представить себя фокусниками и «спрятать» (ь) в середину слова, которое вы придумаете. Подчеркните в словах (ь). Карточка №1 Карточка №2 день – декабрь – пень – ноябрь – зверь – апрель – Образец записи в тетради: день – деньки декабрь – декабрьский - Осуществите взаимопроверку с соседом по парте. Все исправления делайте карандашом. - Теперь давайте выполним звуко-буквенный разбор слова день. (один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради) Образец записи: дéнь – 1 слог д [д'] – согл., зв., мяг. е [э] – гл., уд. н [н'] – согл., зв., мяг. ь [ ] 4 буквы, 3 звука - Ребята, почему в слове день звуков меньше, чем букв? (потому что (ь) не имеет звука, он придает мягкость согласному звуку, стоящему перед ним) |
формировать умение правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком; закрепить умение выполнять звуко-буквенный разбор слова |
умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (регулятивные УУД); умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания (регулятивные УУД); умение осуществлять взаимопроверку (регулятивные УУД); слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать (познавательные УУД); умение работать с разными видами информации (познавательные УУД); понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (личностные УУД); создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала (личностные УУД); |
5. Домашнее задание |
|||
- Домашнее задание: выучить правило на с. 125 учебника и выполнить упр. 206 на с. 126. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
рефлексия - Итак, ребята, о чем мы говорили на уроке? - Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с правилом правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными) - Мы справились с поставленной целью урока? Какова же роль (ь) в словах? ((ь) на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко) - Какие задания на уроке вам понравились больше всего? - Какие задания вызвали у вас затруднения? |
|
-умение определять и формулировать тему и цель урока (регулятивные УУД); -умение осуществлять самооценку (регулятивные УУД); -слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД); -умение сотрудничать с учителем (коммуникативные УУД); -осознание границы знания и незнания (личностные УУД); -понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (личностные УУД). |