Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "МЫ - ГРАЖДАНЕ РОССИИ"

УМК: "Перспектива"

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: "Мы - граждане России"

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Закрепляют знания о конституции; Знают значение словам «Россия», «Русь», «россияне», «президент», «федеральное собрание», «палаты госдумы»; Формирование готовности изучить новый материал; Умеют применять новые знания на практике;

Личностные:

Развитие познавательных интересных и учебных мотивов; ответственность за собственное дело; формирование ценностных ориентиров и учебных мотивов; формирование адекватной самооценки; формирование границ собственного знания и незнания;

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль и оценка процесса результатов деятельности; целеполагание; умение действовать по плану; умение контролировать процесс результата своей деятельности, внесение необходимых коррективов; осознание того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивание своей и общей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свою точку зрения; умение слушать рассказ учителя; умение выражать свои мысли, выстраивать диалог. Познавательные: Умение структурировать знания; умение анализировать, сопоставлять.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Как вы думаете, зачем нам изучать окружающий мир?

- Важно ли нам знать этот предмет? Почему? 

 

Р: волевая саморегуляция.

 Развитие познавательных интересных и учебных мотивов. 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Викторина

 


Дидактические материалы:

Современная Россия

 

личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

— На прошлом уроке мы познакомились с правами ребенка. Сегодня вы познакомитесь с не менее интересной темой. Для начала подумайте и скажите, кем мы являемся по отношению к нашей стране? (гражданами)

- Попробуйте сформулировать тему урока (Мы - граждане России)

- Что бы вам хотелось узнать сегодня и чему научиться? какова будет сегодняшняя цель урока? (узнать, что значит быть гражданином России)


 

 

регулятивные:
–высказывать своё предположение (версию);
– прогнозирование(предвосхищение результата)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

Откуда взялось такое название — Россия? В стародавние времена нашу страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь — страна рек.

У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце бывает реже и светит не так ярко, как на юге, «русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», — говорят люди. Поэтому и спелую рожь крестьяне называли «русой», человека со светлыми волосами — тоже русым.

Но еще русских называли россами. Отсюда и слово «россияне», а страна — Россия. Такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство.

 

— А вы являетесь гражданами России? (Да.)

— А что это значит — быть гражданином? (Высказывания детей.)

— Проверьте свои предположения, прочитав об этом второй абзац на с. 164 учебника. (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной.)

— А какие права вы еще имеете? (Высказывания детей.)

— Узнаем подробнее об этом из текста на с. 164—165 учебника. (Ученики читают текст.)

— О каких новых правах вы узнали? (Ответы детей.)

— А какие у гражданина есть обязанности? (Ответы детей.)


 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
–использование извлеченной из рассказа информации в процессе изучения материала;
коммуникативные:
–формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

— Кто является главой нашего государства? (Президент.)

— Кто является Президентом Российской Федерации? (Ответы детей.)

— Прочитайте о Президенте и о Правительстве нашего государства на с. 165—166. Что нового вы узнали из текста? (Ответы детей.)

 

 


 

 

регулятивные:
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Классификация

— Выясним, что относится к правам, а что — к обязанностям, выполнив задание на слайде "Распредели на две группы".  Что из перечисленного относится к правам? (Охрана здоровья и медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии.)

— Что из перечисленного относится к обязанностям? (Защита Отечества, участие в управлении делами государства, уплата установленных законом налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.)


 

 

регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– осуществлять контроль, коррекцию своей деятельности;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
– классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– осуществлять синтез объектов;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Самостоятельная работа

(Ученики работают в парах. Они с помощью учебника дописывают определения на листочках.)

— Кто является главой нашего государства? (Президент.)

— Как называется парламент нашей страны? (Федеральное собрание.)

— Из каких двух палат он состоит? (Из совета Федерации и Государственной думы.)


 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Викторина

Викторина

1. Какие права у нас есть? (Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых и др.)

2. А какие обязанности есть у вас?

3. Кого выбирают граждане России? (Президента и представителей органов государственной власти.)

4. Когда вы получите право быть избранным на государственный пост? (Когда станем старше 18лет.)

5. Кто является главой государства? (Президент Российской Федерации.)

6. Чем он занимается? (Определяет основные направления внутренней и внешней политики.)

7. Президент приносит народу присягу. Что это значит? (Клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.)

8. Из каких палат состоит Федеральное собрание? (Из Совета Федерации и Государственной думы.)

9. Чем они занимаются? (Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.)

10. Когда закон вступает в силу? (Если Совет Федерации одобрил закон, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)

11. Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.)


 

 

личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
–оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

5. Домашнее задание

 - Вам нужно прочитать параграф, который мы с вами сегодня изучили и ответить на вопросы в конце параграфа, устно.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устный опрос

— Какова была цель урока?

— Удалось достигнуть поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

— Где можно применить новые знания?

— Что показалось наиболее интересным?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)


 

регулятивные:
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– формулирование мыслей в устной форме.

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Светофор




 

регулятивные:
- оценить успехи;
- спланировать дальнейшее обучение;
- показать свои достижения окружающим.