Название ТКУ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "МЫ - ГРАЖДАНЕ РОССИИ"
УМК: "Перспектива"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: "Мы - граждане России"
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Закрепляют знания о конституции; Знают значение словам «Россия», «Русь», «россияне», «президент», «федеральное собрание», «палаты госдумы»; Формирование готовности изучить новый материал; Умеют применять новые знания на практике;
Личностные:
Развитие познавательных интересных и учебных мотивов; ответственность за собственное дело; формирование ценностных ориентиров и учебных мотивов; формирование адекватной самооценки; формирование границ собственного знания и незнания;
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль и оценка процесса результатов деятельности; целеполагание; умение действовать по плану; умение контролировать процесс результата своей деятельности, внесение необходимых коррективов; осознание того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивание своей и общей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свою точку зрения; умение слушать рассказ учителя; умение выражать свои мысли, выстраивать диалог. Познавательные: Умение структурировать знания; умение анализировать, сопоставлять.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
|||
1. Организационный момент |
||||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Как вы думаете, зачем нам изучать окружающий мир? - Важно ли нам знать этот предмет? Почему? |
Р: волевая саморегуляция. |
Развитие познавательных интересных и учебных мотивов. |
||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Викторина Дидактические материалы: Современная Россия |
|
личностные: |
|
3. Совместное открытие знаний |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа — На прошлом уроке мы познакомились с правами ребенка. Сегодня вы познакомитесь с не менее интересной темой. Для начала подумайте и скажите, кем мы являемся по отношению к нашей стране? (гражданами) - Попробуйте сформулировать тему урока (Мы - граждане России) - Что бы вам хотелось узнать сегодня и чему научиться? какова будет сегодняшняя цель урока? (узнать, что значит быть гражданином России) |
|
регулятивные: |
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ Откуда взялось такое название — Россия? В стародавние времена нашу страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь — страна рек. У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце бывает реже и светит не так ярко, как на юге, «русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», — говорят люди. Поэтому и спелую рожь крестьяне называли «русой», человека со светлыми волосами — тоже русым. Но еще русских называли россами. Отсюда и слово «россияне», а страна — Россия. Такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство. — А вы являетесь гражданами России? (Да.) — А что это значит — быть гражданином? (Высказывания детей.) — Проверьте свои предположения, прочитав об этом второй абзац на с. 164 учебника. (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной.) — А какие права вы еще имеете? (Высказывания детей.) — Узнаем подробнее об этом из текста на с. 164—165 учебника. (Ученики читают текст.) — О каких новых правах вы узнали? (Ответы детей.) — А какие у гражданина есть обязанности? (Ответы детей.) |
|
регулятивные: |
|
4. Первичное закрепление нового |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа — Кто является главой нашего государства? (Президент.) — Кто является Президентом Российской Федерации? (Ответы детей.) — Прочитайте о Президенте и о Правительстве нашего государства на с. 165—166. Что нового вы узнали из текста? (Ответы детей.) |
|
регулятивные: |
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Классификация — Выясним, что относится к правам, а что — к обязанностям, выполнив задание на слайде "Распредели на две группы". Что из перечисленного относится к правам? (Охрана здоровья и медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии.) — Что из перечисленного относится к обязанностям? (Защита Отечества, участие в управлении делами государства, уплата установленных законом налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.) |
|
регулятивные: |
|
я а в о п п у р Г |
Самостоятельная работа (Ученики работают в парах. Они с помощью учебника дописывают определения на листочках.) — Кто является главой нашего государства? (Президент.) — Как называется парламент нашей страны? (Федеральное собрание.) — Из каких двух палат он состоит? (Из совета Федерации и Государственной думы.) |
|
регулятивные: |
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Викторина
|
|
личностные: |
|
5. Домашнее задание |
||||
- Вам нужно прочитать параграф, который мы с вами сегодня изучили и ответить на вопросы в конце параграфа, устно. |
|
|
||
6. Рефлексия |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Устный опрос — Какова была цель урока? — Удалось достигнуть поставленной цели? — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) — Где можно применить новые знания? — Что показалось наиболее интересным? — Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) |
|
регулятивные: |
|
я а н ь л а у д и в и д н И |
Светофор |
|
регулятивные: |