Название ТКУ: Виды предложений по цели высказывания и интонации
УМК: "Школа России"
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Виды предложений по цели высказывания и интонации
Цель урока: Создание условий для ознакомления с видами предложений по цели высказывания и интонации.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: - определять предложения по интонации; - сравнивать предложения по цели высказывания и интонации; - различать текст и предложение; - выделять предложения в речи.
Личностные:
- проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; - осознавать личностный смысл учения, проявлять интерес к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности
Метапредметные:
познавательные: - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; - составлять сложный план текста; регулятивные: - самостоятельно формулировать задание; - определять цель, планировать алгоритм выполнения; коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, дополнительных сведений.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Слово учителя. Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. Учащиеся организуют свое рабочее место. |
|
личностные: – проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя. |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Проверка домашнего задания. – Что такое чистотел? Как образовалось это слово? Прочитайте задание из учебника. – Соедините линией каждое предложение с его видом по цели высказывания. – Составьте и запишите ответ на вопрос, заключенный в вопросительном предложении. Учитель задает вопросы, предлагает сформулировать цель урока. – Что такое предложение? – Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений? – Прочитайте тему урока. Сегодня мы будем учиться определять вид предложения по цели высказывания и интонации. |
– умение сравнивать предложение по цели высказывания и интонации с опорой на содержание. |
регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа Даны на доске слова: с..ест, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ем, под..езд, варен..е, в..юга, под..ем, поголов..е, бур..ян, обез..яна. – Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы. – Как вы определили, когда в слове нужно поставить ъ знак, а когда – ь? – Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы. (Взаимопроверка). |
– умение использовать знания для решения орфографических задач. |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Деформированный текст На доске предложена следующая запись: на, созрел, урожай, поля как, быстро, пролетело, лето небу, тучи, по наступает, золотая, осень. – Вспомните, что такое предложение? – Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением. – Почему вы считаете, что это предложения? – Почему в конце предложения разные знаки препинания? Итак, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. |
– определять языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила; – проводить наблюдения на материале связных текстов; – составлять предложения из деформированных слов. |
регулятивные: – высказывание предположения относительно способов решения учебной задачи, оценка результатов своих действий, внесение коррективов; познавательные: – подведение языкового факта под понятие разного уровня обобщения; – развитие умения делать выводы, обобщения, анализ; коммуникативные: – понимание точки зрения другого; – оформление своих мыслей в устной и письменной речи. |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а в о п п у р Г |
Практическая работа Работа по учебнику выполняется в парах. – Прочитайте. Спишите. – Какое из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку? |
– перестраивать вопросительные предложения в повествовательные. |
регулятивные: – учитывать мнение соседа по парте. |
я а в о п п у р Г |
Дискуссия Запишите предложения. Порассуждайте, какие они по цели высказывания и интонации. Докажите, что четвертое предложение является восклицательным. 1. Пушистый зверек прыгнул на ель. 2. Ты был в Москве? 3. Мойте руки перед едой. 4. Сколько грибов в лесу! (Учитель организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог). |
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации. |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
– Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике. (Формулируется задача выполнения упражнения, даются соответстующие комментарии). |
– совершенствовать умение распознавать предложения, выделять их интонационно. |
регулятивные: – осознание, сохранение учебной задачи; познавательные: |
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Знаю – Хочу знать – Узнал Учитель предлагает оценить детям их работу на уроке, заполнив таблицу. Учащиеся заполняют таблицу. Знаю. Хочу знать . Узнал. |
- умение конструировать предложения, выделять их интонационно. |
регулятивные: |