Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Виды предложений по цели высказывания и интонации

УМК: "Школа России"

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Виды предложений по цели высказывания и интонации

Цель урока: Создание условий для ознакомления с видами предложений по цели высказывания и интонации.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: - определять предложения по интонации; - сравнивать предложения по цели высказывания и интонации; - различать текст и предложение; - выделять предложения в речи.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; - осознавать личностный смысл учения, проявлять интерес к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности

Метапредметные:

познавательные: - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; - составлять сложный план текста; регулятивные: - самостоятельно формулировать задание; - определять цель, планировать алгоритм выполнения; коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, дополнительных сведений.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 Слово учителя.

Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Учащиеся организуют свое рабочее место.

 

 личностные:

– проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Проверка домашнего задания.

– Что такое чистотел? Как образовалось это слово?

Прочитайте задание из учебника.

– Соедините линией каждое предложение с его видом по цели высказывания.

– Составьте и запишите ответ на вопрос, заключенный в вопросительном предложении.

Учитель задает вопросы, предлагает сформулировать цель урока.

– Что такое предложение?

– Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений?

– Прочитайте тему урока.

Сегодня мы будем учиться определять вид предложения по цели высказывания и интонации.


  умение сравнивать предложение по цели высказывания и интонации с опорой на содержание.

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Даны на доске слова:

с..ест, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ем, под..езд, варен..е, в..юга, под..ем, поголов..е, бур..ян, обез..яна.

– Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.

– Как вы определили, когда в слове нужно поставить ъ знак, а когда – ь?

Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы. (Взаимопроверка).

 


– умение использовать знания для решения орфографических задач.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– контроль, коррекция действий других; 
познавательные:
– осуществление анализа и синтеза;
– построение рассуждения; 
коммуникативные:
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Деформированный текст

На доске предложена следующая запись:

на, созрел, урожай, поля

как, быстро, пролетело, лето

небу, тучи, по

наступает, золотая, осень.

– Вспомните, что такое предложение?

– Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

– Почему вы считаете, что это предложения?

– Почему в конце предложения разные знаки препинания?

Итак, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

 


– определять языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила;

– проводить наблюдения на материале связных текстов;

– составлять предложения из деформированных слов.

 

регулятивные:
– высказывание предположения относительно способов решения учебной задачи, оценка результатов своих действий, внесение коррективов;
познавательные:
– подведение языкового факта под понятие разного уровня обобщения;
– развитие умения делать выводы, обобщения, анализ;
коммуникативные:
– понимание точки зрения другого;
– оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

Работа по учебнику выполняется в парах.

– Прочитайте. Спишите.

– Какое из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку?

 


– перестраивать вопросительные предложения в повествовательные.

регулятивные:
– планировать свои действия;
– соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом; 

– учитывать мнение соседа по парте.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Дискуссия

Запишите предложения. Порассуждайте, какие они по цели высказывания и интонации. Докажите, что четвертое предложение является восклицательным.

1. Пушистый зверек прыгнул на ель.

2. Ты был в Москве?

3. Мойте руки перед едой.

4. Сколько грибов в лесу!

(Учитель организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог).


– определять вид предложения по цели высказывания и интонации.

регулятивные:
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– сопоставление информации;
– использование извлеченной информации;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– аргументировать свою точку зрения;
– участие в коллективном обсуждении.

5. Домашнее задание

 – Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике.

(Формулируется задача выполнения упражнения, даются соответстующие комментарии).

 – совершенствовать умение распознавать предложения, выделять их интонационно.

 регулятивные:

 – осознание, сохранение учебной задачи;

познавательные:
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– переработка информации;
– использование извлеченной информации.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Знаю – Хочу знать – Узнал

Учитель предлагает оценить детям их работу на уроке, заполнив таблицу. Учащиеся заполняют таблицу.

Знаю.        Хочу знать .      Узнал.



- умение конструировать предложения, выделять их интонационно.

регулятивные:
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– сопоставление информации;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– участие в коллективном обсуждении.