Название ТКУ: Имена прилагательные в роли сказуемых
УМК: «Начальная школа 21 века»
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Имена прилагательные в роли сказуемых
Цель урока: создание условий для усвоения детьми новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого; - повторить изученные признаки имени прилагательного; - формировать умение находить имена прилагательные в роли сказуемого.
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные:
регулятивные : - определять и формулировать цель урока; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: - правильно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; познавательные: - находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||||
1. Организационный момент |
|||||||||
- Я приглашаю вас на урок русского языка. «Ищешь трудность - находишь мудрость» -это девиз нашего урока. - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь? -Прочитайте об этом в толковом словаре. -Каким должен быть исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение). "любознательным внимательным, трудолюбивым, терпеливым" - Имена прилагательные |
|
регулятивные: - целеполагание; коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - А нужно ли изучать русский язык и если нужно, то для чего? Запись числа, классной работы, правописание буквосочетания –ий -Что можете сказать об этом сочетании букв? -С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка? - Составим таблицу по им.прил. «З-Х-У». (Детям предлагается вместе с учителем заполнить таблицу, сначала I колонку. У каждой пары листок. Парная работа.)
- Сегодня мы больше времени уделим 6 пункту. - Ребята, какие члены предложения вы знаете? - На какие вопросы они отвечают? - Какой частью речи может быть выражено подлежащее? - Какой частью речи может быть выражено сказуемое? Н-Р: Моя сестра – художница. Мой брат – студент. - Какой частью речи может быть выражено дополнение? - Какой частью речи может быть выражено обстоятельство? - Какой частью речи может быть выражено определение?
У нас на доске записано предложение. Наступила долгожданная весна. Найдём главные члены предложения. - Почему вы не подчеркнули слово долгожданная? - Чем является слово долгожданная? -Прочитайте следующие два предложения: Весна ранняя. Погода прекрасная. - Найдите главные члены предложения. Проблема – не можем найти сказуемое. - Мы должны спланировать свою деятельность. Вернёмся к таблице, заполним графу «Х-З». - Сформулируем вопрос. Может ли имя прилагательное в предложении выполнять роль сказуемого? - Итак, какова тема нашего урока? - Цель нашего урока? - Скажите, мы на уроке сегодня что будем со знаниями делать? |
-систематизация пройденного материала об имени прилагательном |
регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик; познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения; коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения. |
||||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||||
я а в о п п у р Г |
Проблемная задача - План наших действий на уроке:
Групповая работа. Задания. 1 группа. - Прочитайте предложения. Правильно ли в них подчёркнуты сказуемые? Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная. Вывод: имя прилагательное в предложении может быть не только__________, но и ________. 2 группа. - Прочитай предложения. Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная. - Попробуйте убрать прилагательные в предложениях, ведь определение – это второстепенный член, и он может отсутствовать. Что у вас получилось? __________________________________. __________________________________. Понятен смысл предложений? ______. Вывод: прилагательное в предложении может быть не только второстепенным членом, но и ____________.
3 группа. - Прочитай предложения. Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная. Какие вспомогательные слова ты бы вставил в предложения? _________________________. Какой можно сделать общий вывод из нашего проведенного исследования? Представители групп, после обсуждения, доказывают свои версии у доски. Дети приходят к выводу, что имя прилагательное тоже может быть главным членом в предложении, выраженным сказуемым. Для проверки можно использовать приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут). |
– структурировать знания, анализировать с целью выделения признаков прилагательных; – повторить изученные признаки имени прилагательного; |
регулятивные: |
||||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||||
я а в о п п у р Г |
Практическая работа - Отработаем полученные знания, убедимся в своих выводах. Выполним упр.1 с.102. Упр. 2, с.103 – в группах. Деление на группы: Постройтесь в одну колонну в алфавитном порядке первой буквы своего имени. Раздаются листочки с заданием. После выполнения группы обмениваются листочками и посыльный получает эталон проверки. Упр. 3, с.103 |
–- наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого; |
регулятивные: – структурировать знания, анализировать с целью выделения признаков; |
||||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Текст - А теперь давайте проверим, как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест. Дидактические материалы: Имя прилагательное (тесты) |
- систематизация знаний учащихся об имени прилагательном. |
регулятивные: |
||||||
5. Домашнее задание |
|||||||||
Выполнение упражнения из учебника, упр.4, с. 104 |
|
личностные: - самооценка и адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; регулятивные: контроль, коррекция. |
|||||||
6. Рефлексия |
|||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рефлексивные вопросы - Какую роль сказуемое выполняет в предложении? - Какая же перед нами стояла учебная задача? Заполним третью часть таблицы «Узнал» - Понравился ли вам урок? - Довольны ли вы собой? - Что для тебя было трудным на уроке? |
- осознание имени прилагательного как части речи, выступающего в роли сказуемого. |
регулятивные: |