Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Имена прилагательные в роли сказуемых

УМК: «Начальная школа 21 века»

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Имена прилагательные в роли сказуемых

Цель урока: создание условий для усвоения детьми новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

- наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого; - повторить изученные признаки имени прилагательного; - формировать умение находить имена прилагательные в роли сказуемого.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные:

регулятивные : - определять и формулировать цель урока; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: - правильно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; познавательные: - находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

«Ищешь трудность - находишь мудрость» -это девиз нашего урока.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?

-Прочитайте об этом в толковом словаре.

-Каким должен быть исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение). 

"любознательным внимательным, трудолюбивым, терпеливым"
- К какой части речи относятся названные слова? 

- Имена прилагательные

 

регулятивные: 

целеполагание;

коммуникативные: 

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- А нужно ли изучать русский язык и если нужно, то для чего?

Запись числа, классной работы, правописание буквосочетания –ий

-Что можете сказать об этом сочетании букв?

-С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?

- Составим таблицу по им.прил. «З-Х-У».

(Детям предлагается вместе с учителем заполнить таблицу, сначала I колонку. У каждой пары листок. Парная работа.)

Знаю

Хочу знать

Узнал

-.часть речи

-.называет признак предмета

- отв.на вопросы: какой?

какая?

какое?

какие?

Чей?чья?чьё?чьи?

- изм.по родам, числам и падежам в ед.ч.

- во мн.ч.род им.прил.не опр.

-.в предложении им.прил.чаще всего явл.определением

 

 

 

- Сегодня мы больше времени уделим 6 пункту.

- Ребята, какие члены предложения вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какой частью речи может быть выражено подлежащее?

- Какой частью речи может быть выражено сказуемое?

Н-Р: Моя сестра – художница.

Мой брат – студент.

- Какой частью речи может быть выражено дополнение?

- Какой частью речи может быть выражено обстоятельство?

- Какой частью речи может быть выражено определение?

 

У нас на доске записано предложение.

Наступила долгожданная весна.

Найдём главные члены предложения.

- Почему вы не подчеркнули слово долгожданная?

- Чем является слово долгожданная?

-Прочитайте следующие два предложения:

Весна ранняя.

 Погода прекрасная.

- Найдите главные члены предложения.

Проблема – не можем найти сказуемое.

- Мы должны спланировать свою деятельность.

Вернёмся к таблице, заполним графу «Х-З».

-  Сформулируем вопрос. 

Может ли имя прилагательное в предложении выполнять роль сказуемого?

- Итак, какова тема нашего урока?

- Цель нашего урока?

- Скажите, мы на уроке сегодня что будем со знаниями делать?

 

 


-систематизация пройденного материала об имени прилагательном

регулятивные:

– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

познавательные:

– нахождение ответов на вопросы;

– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);

– осуществление анализа и синтеза;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждения;

коммуникативные:

– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

– высказывание и обоснование своей точки зрения.


3. Совместное открытие знаний

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Проблемная задача

- План наших действий на уроке:

  1. Какой член предложения называют сказуемым и как его найти?
  2. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
  3. Какую работу, роль, выполняет сказуемое в предложении?

Групповая работа.

Задания.

1 группа.

- Прочитайте предложения. Правильно ли в них подчёркнуты сказуемые?

 Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

Вывод: имя прилагательное в предложении может быть не только__________, но и ________.  

2 группа.

- Прочитай предложения.

Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

- Попробуйте убрать прилагательные в предложениях, ведь определение – это второстепенный член, и он может отсутствовать. Что у вас получилось?

__________________________________.

__________________________________.

Понятен смысл предложений?  ______.

Вывод:  прилагательное в предложении может быть не только второстепенным членом, но и ____________.

 

3 группа.

- Прочитай предложения.

Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

Какие вспомогательные слова ты бы вставил в предложения? _________________________.

Какой можно сделать общий вывод из нашего проведенного исследования?

Представители групп, после обсуждения, доказывают свои версии у доски.

Дети приходят к выводу, что имя прилагательное тоже может быть главным членом в предложении, выраженным сказуемым. Для проверки можно использовать приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут).


–  структурировать знания, анализировать с целью выделения признаков прилагательных; 

– повторить изученные признаки имени прилагательного;

 регулятивные:
– выделять из темы урока известные и неизвестные знания;
– планировать свое высказывание;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

- Отработаем полученные знания, убедимся в своих выводах.

Выполним упр.1 с.102.

Упр. 2, с.103 – в группах.

Деление на группы:

Постройтесь в одну колонну в алфавитном порядке первой буквы своего имени.

Раздаются  листочки с заданием.

После выполнения группы обмениваются листочками и посыльный получает эталон проверки.

Упр. 3,  с.103 


–- наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого;
- формировать умение находить имена прилагательные в роли сказуемого.

регулятивные:
– понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
– планировать свои действия;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;

– структурировать знания, анализировать с целью выделения признаков; 
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Текст

- А теперь давайте проверим,  как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест.


Дидактические материалы:

Имя прилагательное (тесты)

- систематизация знаний учащихся об имени прилагательном.

 регулятивные:
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– чтение текстовой инструкции;
коммуникативные:
– формулирование мыслей в устной и письменной форме.

 

 

 

5. Домашнее задание

 Выполнение упражнения из учебника, упр.4, с. 104


 личностные:

- самооценка и адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; 

регулятивные: контроль, коррекция.

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

- Какую роль сказуемое выполняет в предложении?

- Какая же перед нами стояла учебная задача?

Заполним третью часть таблицы «Узнал»

- Понравился ли вам урок?

- Довольны ли вы собой?

- Что для тебя было трудным на уроке?


 - осознание имени прилагательного как части речи, выступающего в роли сказуемого.

 регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.