Название ТКУ: Литературное чтение_Л. Н. Толстой_Лев и собачка
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цель урока: Содействовать нравственному становлению личности; формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать представление об идее художественного произведения; формировать представление об авторе художественного произведения; совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения; использование разных видов чтения (по цепочке, поисковое).
Личностные:
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам персонажей.
Метапредметные:
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности (регулятивные УУД). умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом (коммуникативные УУД). самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера; построение цепи рассуждения (познавательные УУД).
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Прозвенел звонок – начинается урок. Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так. Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. |
|
умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные); умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД). |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация - Ребята, внимательно посмотрите, пожалуйста, на портрет и опишите человека, изображенного на нем? Дидактические материалы: Л. Н. Толстой "Лев и собачка" |
формировать представление об авторе художественного произведения
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Ребята, вы только что описали великого русского писателя Л.Н. Толстого. Я сейчас вам расскажу немного о его жизни, а потом мы сравним, сошлись ли наши описания с действительностью. - Итак, сошлось ли наше описание с действительностью? ( … ) Дидактические материалы: Л. Н. Толстой "Лев и собачка" |
формировать представление об авторе художественного произведения |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Жанр произведения, которое мы сегодня будем изучать – БЫЛЬ. Как вы думаете, что такое быль? (Быль- то что было в прошлом; рассказ о действительном происшествии.) |
совершенствовать сознательность; формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация - Ребята, я подготовила для вас иллюстрацию. Посмотрите внимательно, что на ней изображено? (Лев и собачка) - Расскажите о каждом из этих животных в отдельности. (Лев - дикое животное, хищник, царь зверей; собачка – домашнее животное, друг человека) - смотря на эту картинку, что можно сказать об этих двух животных?/Могут ли 2 абсолютно разных животных ( по среде обитания и образу жизни) найти общий язык? (Они друзья) Дидактические материалы: Л. Н. Толстой "Лев и собачка" |
совершенствовать сознательность; формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение - Сейчас я прочитаю вам историю, которая произошла в Лондоне. Сядьте так, как вам удобно, и внимательно послушайте эту историю. А после прослушивания, вам необходимо ответить на вопрос: О чем (а не о ком) эта история? Учитель читает произведение. |
совершенствовать сознательность; формировать представление об идее художественного произведения |
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Ребята, понравилось ли вам эта история? ( … ) - Вы сейчас внимательно прослушали эту историю, так о чем же эта быль? (О дружбе, любви, привязанности животных друг к другу, а также о жестокости людей) - Какие чувства вы испытывали , слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу) - Какой момент вам запомнился больше всего? ( … ) |
формировать представление об идее художественного произведения |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам персонажей (личностные УУД). |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Ребята, какие слова вам были непонятны? (Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа (сейчас его называют зоопарком). Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.) |
совершенствовать сознательность |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка Дежурные проводят физкультминутку сами Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. |
|
Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД) |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка» по цепочке. Дидактические материалы: Л. Н. Толстой "Лев и собачка" |
совершенствовать качества чтения |
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Ребята, напомните мне, где показывали диких зверей? (В Лондоне). - Найдите в тексте описание первой встречи льва с собачкой. («Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.») Характерно ли такое поведение для льва? (Нет, т.к. это дикое животное) Так, почему же лев так поступил? (Потому что лев находился в неволе, и у него нет друзей) - Ребята, послушайте вот этот момент: «Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.» О чем может говорить такое поведение собачки? (Что она доверяет льву, может на него положиться) Так, кем же стали лев и собачка? (Друзьями). - Давайте обратим внимание на 1 предложение 4 абзаца: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». В предложении говорится о целом годе, но за год происходит столько событий, так почему же, в рассказе это всего одно предложение? (Лев и собачка жили в клетке, в неволе, поэтому их жизнь не богата событиями и в ней мало радости) - Ребята, скажите, пожалуйста, что стало с собачкой? (Она умерла) Найдите в тексте предложение, описывающее первую реакцию льва на это трагическое событие. (Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой) Как вы думаете, какие чувства испытывал лев в тот момент? (Безысходность, т.к. он не знает как вернуть друга). -Чем закончилась эта история? (Автор показал нам, насколько лев был преданным другом и как она была дорога ему, ведь он прожил всего несколько дней после смерти собачки). - Ребята, посмотрите, совершенно разные животные, ведущие разный образ жизни, могут испытывать теплые и глубокие чувства к друг другу. |
формировать представление об идее художественного произведения; совершенствовать сознательность, правильность; использование разных видов чтения (по цепочке, поисковое); давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение использовать простейшие виды анализа текста произведения: устанавливать причинно-следственные связи
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Творческое задание - Ребята, я сейчас вам поделю на группы и попрошу выполнить вас творческое задание. Учитель делит учащихся на 3 группы. - Ребята, вам бы хотелось что бы у этой истории был счастливый конец? (Да) Так давайте сами придумаем счастливый конец рассказу. Сейчас каждая группа составляет счастливый конец данному произведению. У вас есть 5(7) минут. Затем, один из вашей группы озвучивает получившийся финал истории. |
совершенствовать сознательность; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
- Подготовить подробный пересказ. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение -Итак, ребята, сегодня мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого и его трагичным произведением «Лев и собачка». - Как вы думаете, каков же замысел Льва Николаевича Толстого? (Показать что животные также как и люди все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. В данной истории они оказались мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее чем люди.) Закончить наш урок, мне хотелось бы вот этой пословицей: «Без друга – на сердце вьюга!» |
формировать представление об идее художественного произведения; давать нравственную оценку героям произведения |
личностные: |