Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Л. Н. Толстой_Лев и собачка

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель урока: Содействовать нравственному становлению личности; формировать универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать представление об идее художественного произведения; формировать представление об авторе художественного произведения; совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения; использование разных видов чтения (по цепочке, поисковое).

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам персонажей.

Метапредметные:

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности (регулятивные УУД). умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом (коммуникативные УУД). самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера; построение цепи рассуждения (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем урок.

 

умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные);

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (коммуникативные УУД).

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

- Ребята, внимательно посмотрите, пожалуйста, на портрет и опишите человека, изображенного на нем?


Дидактические материалы:

Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

формировать представление  об авторе художественного произведения

 

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята, вы только что описали великого русского писателя Л.Н. Толстого. Я сейчас вам расскажу немного о его жизни, а потом мы сравним, сошлись ли наши описания с действительностью.

- Итак, сошлось ли наше описание с действительностью? ( … )
- Расскажите, что больше всего вас заинтересовало в биографии Л.Н. Толстого? ( …) А какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?  ( …)


Дидактические материалы:

Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

формировать представление  об авторе художественного произведения

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Жанр произведения, которое мы сегодня будем изучать – БЫЛЬ. Как вы думаете, что такое быль? (Быль- то что было в прошлом; рассказ о действительном происшествии.)


совершенствовать сознательность;

формировать представление об идее художественного произведения

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

- Ребята, я подготовила для вас иллюстрацию. Посмотрите внимательно, что на ней изображено? (Лев и собачка)

- Расскажите о каждом из этих животных в отдельности. (Лев - дикое животное, хищник, царь зверей; собачка – домашнее животное, друг человека)

- смотря на эту картинку, что можно сказать об этих двух животных?/Могут ли 2 абсолютно разных животных ( по среде обитания и образу жизни) найти общий язык? (Они друзья)
- Итак ребята, так как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Быль Л.Н. Толстого «Лев и собачка»)


Дидактические материалы:

Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

совершенствовать сознательность;

формировать представление об идее художественного произведения

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

- Сейчас я прочитаю вам историю, которая произошла в Лондоне. Сядьте так, как вам удобно, и внимательно послушайте эту историю. А после прослушивания, вам необходимо ответить на вопрос: О чем (а не о ком) эта история?

Учитель читает произведение.


совершенствовать сознательность;

формировать представление об идее художественного произведения

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята, понравилось ли вам эта история? ( … ) - Вы сейчас внимательно прослушали эту историю, так о чем же эта быль? (О дружбе, любви, привязанности животных друг к другу, а также о жестокости людей) - Какие чувства вы испытывали , слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу) - Какой момент вам запомнился больше всего? ( … )


формировать представление об идее художественного произведения

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам персонажей (личностные УУД).

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Ребята, какие слова вам были непонятны? (Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа (сейчас его называют зоопарком). Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.)


совершенствовать сознательность

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

Дежурные проводят физкультминутку сами Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.


 

Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД)

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по цепочке

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка» по цепочке.


Дидактические материалы:

Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

совершенствовать качества чтения

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята, напомните мне, где показывали диких зверей? (В Лондоне).
- Для чего человек поймал на улице собачонку? На данный вопрос найдите ответ в тексте. («В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец.»). На основе этого, какой вывод мы можем сделать? (Люди были жестоки по отношению к животным. Они приравнивали деньги и домашних или бездомных животных).

- Найдите в тексте описание первой встречи льва с собачкой. («Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.») Характерно ли такое поведение для льва? (Нет, т.к. это дикое животное) Так, почему же лев так поступил? (Потому что лев находился в неволе, и у него нет друзей)

- Ребята, послушайте вот этот момент: «Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.» О чем может говорить такое поведение собачки? (Что она доверяет льву, может на него положиться) Так, кем же стали лев и собачка? (Друзьями).

- Давайте обратим внимание на 1 предложение 4 абзаца: «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». В предложении говорится о целом годе, но за год происходит столько событий, так почему же, в рассказе это всего одно предложение? (Лев и собачка жили в клетке, в неволе, поэтому их жизнь не богата событиями и в ней мало радости)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что стало с собачкой? (Она умерла) Найдите в тексте предложение, описывающее первую реакцию льва на это трагическое событие. (Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой) Как вы думаете, какие чувства испытывал лев в тот момент? (Безысходность, т.к. он не знает как вернуть друга).

-Чем закончилась эта история? (Автор показал нам, насколько лев был преданным другом и как она была дорога ему, ведь он прожил всего несколько дней после смерти собачки).

- Ребята, посмотрите, совершенно разные животные, ведущие разный образ жизни, могут испытывать теплые и глубокие чувства к друг другу.


формировать представление  об идее художественного произведения;

совершенствовать сознательность, правильность;

использование разных видов чтения (по цепочке, поисковое);

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение использовать простейшие виды анализа текста произведения: устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Творческое задание

- Ребята, я сейчас вам поделю на группы и попрошу выполнить вас творческое задание.

Учитель делит учащихся на 3 группы.

- Ребята, вам бы хотелось что бы у этой истории был счастливый конец? (Да) Так давайте сами придумаем счастливый конец рассказу. Сейчас каждая группа составляет счастливый конец данному произведению. У вас есть 5(7) минут. Затем, один из вашей группы озвучивает получившийся финал истории.
Учащиеся рассказывают получившиеся истории.


совершенствовать сознательность; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной и письменной форме

 

 

5. Домашнее задание

 - Подготовить подробный пересказ.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

-Итак, ребята, сегодня мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого и его трагичным произведением «Лев и собачка».

- Как вы думаете, каков же замысел Льва Николаевича Толстого? (Показать что животные также как и люди все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. В данной истории они оказались мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее чем люди.)

Закончить наш урок, мне хотелось бы вот этой пословицей: «Без друга – на сердце вьюга!»


формировать представление  об идее художественного произведения; давать нравственную оценку героям произведения

 

личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные:
– высказывание своего предположения.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.