Название ТКУ: Русская_народная_сказка
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Русская народная сказка "Хаврошечка"
Цель урока: формирование умения давать нравственную оценку произведению, через раскрытие образа героев и анализа произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; -различать народную и литературную (авторскую) сказку; -читают осмысленно, предавая нужную интонацию, вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы; -размышлять о характере и поступках героя; -находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; -относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
Личностные:
-эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; -оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||
1. Организационный момент |
|||||||
- В нашем классе все друзья Я ,ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто справа, Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто сзади Все вы дружная семья.
-Сели девочки, мальчики. |
|
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя. Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок умение самостоятельно организовать свое рабочее место. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа, Работа в группах, Дидактический материал У.- Я приготовила сюрприз. Хотите узнать какой?(включается отрывок из народной песни) У.-Какой жанр вы услышали? Д.(Песню) У.-Откройте маршрутный лист. Над каким разделом вы работаете? Д.(Песни,сказки, пословицы.) У.-Над каким большим жанром вы работали на предыдущих уроках? Д.(Сказка) У.- А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Д.(Сказка «Хаврошечка». Называют тему урока) У.- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю? У.-Кто догадался какова тема урока? Д.(На доске открывается тема урока) У. -Какой жанр этого произведения? Д.(Сказка) У.-Что вы знаете о сказках? Д.(Сказки бывают авторские и народные, волшебные, бытовые, о животных.) У-.Докажите, что «Хаврошечка» - это сказка. У.-Кто сочинил эту сказку? Какой народ? Значит эта сказка какая? Д.(Русский народ.Русская народная сказка.) «Сказка-ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок» У.-Какие в сказке уроки? Значит какую цель поставим на урок? Д.(Наша задача - понять, чему хотели нас научить создатели сказки.) -У.Чтобы урок получился хорошим, продуктивным, что нам нужно делать, какую работу нужно выполнять? Д.(Читать, слышать, работать в паре, в группе.) У.- У вас на партах последовательность действий, которые приведут нас к достижению поставленных целей. Предлагаю в парах расставить действия по порядку. И получится план работы на уроке. План.
|
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. |
||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Бееда, Работа с учебником, У.-Приступаем к работе. Готовы? Если готовы, поднимите руки вверх. У меня на доске…. У.-Ох, что ж я хотела вам сказать: «Одна голова хорошо, а…(две лучше). У.-Что я сейчас вам сказала? Д.(Пословицу) У.-Я подготовила пословицы, но они рассыпались. Нам нужно собрать пословицы: соединить часть пословицы слева, со второй половинкой справа Пословицы: Не хочу учиться, а хочу жениться. Кто много читает, тот много знает. Век живи, век учись. Труд человека кормит, а лень портит. Добро побеждает зло. Было да сплыло. Умный и без денег богат. За доброе жди добра, за худое — худо. Меньше говори, больше слу¬шай. У.-Какие пословицы подходят к нашей сказке? Если возникают сомнения, то вернуться к пословицам после анализа произведения. Если выбирают пословицы, не относящиеся к сказке, то в конце урока проверить кто был прав. У.-Назовите героев, о которых говорится в сказке. Открываются таблички. (Сёстры, старик, хозяйка, корова, Хаврошечка) У.-Вспомним содержание сказки. Открываем учебники на с.46. У.- Где оказалась Хаврошечка, после того как осталась сиротой? У.- Какую работу она выполняла? (Зачитайте) -Сколько дочерей было у хозяйки в сказке и как их звали? -Что делали они? - Кому рассказывала Хаврошечка о том, как трудно ей живётся? - Давайте прочитаем по ролям. (Хаврошечка, коровушка, слова автора, с.46-47). Как нужно читать слова Хаврошечки? А как отвечала её коровушка? -Как помогала Хаврошечке ее коровушка? -Хвалила ли хозяйка девушку за хорошую работу? - Что придумала хозяйка, чтобы узнать, кто помогает Хаврошечке? - А подсматривать хорошо? - Кто их трёх дочерей рассказал матери о коровушке? - Почему хозяйка решила зарезать корову? - Что посоветовала Хаврошечке коровушка? (выборочное чтение с.50) - Что выросло на том месте? - Прочитайте, какая яблонька. (с.50) |
читают осмысленно, предавая нужную интонацию, вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на поставлеггын вопросы. |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать других Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме; удержание цели |
||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа в группах, Беседа - Кто попросил однажды у девушек яблочко? (Сильный человек, богатый, молодой) - Что обещал им за это? (Жениться) - Почему трём сёстрам не удалось сорвать яблочко? с.51 - А что случилось, когда Хаврошечка подошла к яблоньке? (Веточки приклонились, яблочки опустились) - Чем закончилась сказка, прочитайте. (51) - Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных? Какие же волшебства произошли в сказке? -Какой пункт плана выполнили? Задание: 1 группа: отметить черты характера Хаврошечки 2 группа: отметить черты характера сестёр 3группа: отметить черты характера хозяйки. (см. приложение) -Какой пункт плана выполнили? -Кто из героев вам больше всего понравился и почему? -За кого вы больше переживали и почему? - Как вы думаете, о ком эта сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте самое начало. (с.46) - Кто в сказке хороший? - Кто плохой? - Почему вы так считаете ? -Получается, что злых людей в сказке больше. Но побеждает всё равно… что? Правильно мы подобрали пословицы? - А как думаете вы, каких людей на свете больше – хороших или плохих? - Кого вы считаете плохими? - А хорошими? - А какими вы считаете себя? - Что нужно сделать, чтобы тебя называли хорошим человеком?(По-доброму относиться к людям, никого не обижать, не лениться, хорошо учиться, уважать товарищей, старших.)
|
размышлять о характере и поступках героя; находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); |
Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности. Личностные: уметь выражать свои эмоции, проявлять сопереживание; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Познавательные: анализируют, строят рассуждения, делают выводы |
||||
5. Домашнее задание |
|||||||
Выполнить задание в тетради |
|
|
|||||
6. Рефлексия |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа
|
|
|