Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Русская_народная_сказка

УМК: Планета знаний

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Русская народная сказка "Хаврошечка"

Цель урока: формирование умения давать нравственную оценку произведению, через раскрытие образа героев и анализа произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; -различать народную и литературную (авторскую) сказку; -читают осмысленно, предавая нужную интонацию, вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы; -размышлять о характере и поступках героя; -находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; -относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

Личностные:

-эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; -оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- В нашем классе все друзья

Я ,ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто справа,

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто сзади

Все вы дружная семья.

 

-Сели девочки, мальчики.

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

Регулятивные:

эмоционально-положительный настрой на урок

умение самостоятельно организовать свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа, Работа в группах, Дидактический материал

У.- Я приготовила сюрприз. Хотите узнать какой?(включается отрывок из народной песни)

У.-Какой жанр вы услышали?

Д.(Песню)      

У.-Откройте маршрутный лист. Над каким разделом вы работаете?

Д.(Песни,сказки, пословицы.)

У.-Над каким большим жанром вы работали на предыдущих уроках?

Д.(Сказка)

У.- А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Д.(Сказка «Хаврошечка». Называют тему урока)

У.- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?

У.-Кто догадался какова тема урока?

Д.(На доске открывается тема урока)

У. -Какой жанр этого произведения?

Д.(Сказка)

У.-Что вы знаете о сказках?

Д.(Сказки бывают авторские и народные, волшебные, бытовые, о животных.)

У-.Докажите, что «Хаврошечка» - это сказка.

У.-Кто сочинил эту сказку? Какой народ? Значит эта сказка какая?

Д.(Русский народ.Русская народная сказка.)

«Сказка-ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок»

У.-Какие в сказке уроки? Значит какую цель поставим на урок?

Д.(Наша задача - понять, чему хотели нас научить создатели сказки.)

-У.Чтобы урок получился хорошим, продуктивным, что нам нужно делать, какую работу нужно выполнять?

Д.(Читать, слышать, работать в паре, в группе.)

У.- У вас на партах последовательность действий, которые приведут нас к достижению поставленных целей. Предлагаю в парах расставить действия по порядку. И получится план работы на уроке.

План.

  1. Поработать над текстом сказки (сделать анализ по заданию)
  2. Дать характеристику героям.
  3. Сделать выводы по сказке.
  4. Оценить свою работу


относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; 

различать народную и литературную (авторскую) сказку;

 

 

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Бееда, Работа с учебником,

У.-Приступаем к работе. Готовы? Если готовы, поднимите руки вверх.

У меня на доске….

У.-Ох, что ж я хотела вам сказать: «Одна голова хорошо, а…(две лучше).

У.-Что я сейчас вам сказала?

Д.(Пословицу)

У.-Я подготовила пословицы, но они рассыпались. Нам нужно собрать пословицы: соединить часть пословицы слева, со второй половинкой справа Пословицы:

Не хочу учиться, а хочу жениться.

Кто много читает, тот много знает.

Век живи, век учись.

Труд человека кормит, а лень портит.

Добро побеждает зло.

Было да сплыло.

Умный и без денег богат.

За доброе жди добра, за худое — худо. Меньше говори, больше слу¬шай.

У.-Какие пословицы подходят к нашей сказке? Если возникают сомнения, то вернуться к пословицам после анализа произведения. Если выбирают пословицы, не относящиеся к сказке, то в конце урока проверить кто был прав.

У.-Назовите героев, о которых говорится в сказке. Открываются таблички.

(Сёстры, старик, хозяйка, корова, Хаврошечка)

У.-Вспомним содержание сказки. Открываем учебники на с.46.

У.- Где оказалась Хаврошечка, после того как осталась сиротой?

У.- Какую работу она выполняла? (Зачитайте)

-Сколько дочерей было у хозяйки в сказке и как их звали?

-Что делали они?

- Кому рассказывала Хаврошечка о том, как трудно ей живётся?

- Давайте прочитаем по ролям. (Хаврошечка, коровушка, слова автора, с.46-47). Как нужно читать слова Хаврошечки? А как отвечала её коровушка?

-Как помогала Хаврошечке ее коровушка?

-Хвалила ли хозяйка девушку за хорошую работу?

- Что придумала хозяйка, чтобы узнать, кто помогает Хаврошечке?

- А подсматривать хорошо?

- Кто их трёх дочерей рассказал матери о коровушке?

- Почему хозяйка решила зарезать корову? - Что посоветовала Хаврошечке коровушка? (выборочное чтение с.50) -

Что выросло на том месте?

- Прочитайте, какая яблонька. (с.50)


читают осмысленно, предавая нужную интонацию, вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на поставлеггын вопросы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;

Умение слушать и понимать других Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме; удержание цели

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа в группах, Беседа

- Кто попросил однажды у девушек яблочко?

(Сильный человек, богатый, молодой)

- Что обещал им за это?

(Жениться)

- Почему трём сёстрам не удалось сорвать яблочко? с.51

 - А что случилось, когда Хаврошечка подошла к яблоньке?

(Веточки приклонились, яблочки опустились)

- Чем закончилась сказка, прочитайте. (51)

-  Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных?

Какие же волшебства произошли в сказке?

-Какой пункт плана выполнили?

Задание:

1 группа: отметить черты характера Хаврошечки

2 группа: отметить черты характера сестёр

3группа: отметить черты характера хозяйки. (см. приложение)

-Какой пункт плана выполнили?

-Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

-За кого вы больше переживали и почему?

- Как вы думаете, о ком эта сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте самое начало. (с.46)

- Кто в сказке хороший?

 - Кто плохой?

 - Почему вы так считаете ?

-Получается, что злых людей в сказке больше. Но побеждает всё равно… что?

Правильно мы подобрали пословицы?

 - А как думаете вы, каких людей на свете больше – хороших или плохих?

- Кого вы считаете плохими?

 - А хорошими?

 - А какими вы считаете себя?

 - Что нужно сделать, чтобы тебя называли хорошим человеком?(По-доброму относиться к людям, никого не обижать, не лениться, хорошо учиться, уважать товарищей, старших.)

 

 


размышлять о характере и поступках героя;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

Личностные:

уметь выражать свои эмоции, проявлять сопереживание;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные: анализируют, строят рассуждения, делают выводы

5. Домашнее задание

 Выполнить задание в тетради

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Удалось ли нам отлично поработать?

-Выполнили мы план?

-Так какой же урок нам даёт эта сказка?

 

Оцените свою работу на уроке.

На доске красный смайлик

«Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь»

Жёлтый «Я могу лучше работать.У меня не всё получилось на уроке»

Зелёный «Я молодец. У меня всё получилось»



Регулятивные: удержание цели

Личностные: способность к самооценке