Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение _Л,Н, Толстой_"Два брата"

УМК: Начальная школа 21 века

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка)

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого,его сказкой "Два брата" ; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; - умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и дейстий героев произведения; - смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентауию учащегося в системе личностных смыслов.

Личностные:

- осознание ответственности; - уметь воспринимать на слух художественные воспроизведения; - пересказывать текст подробно,выборочно; - характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков,авторское отношение к ним.

Метапредметные:

- Познавательные: - умение ориентироваться в учебнике; - Регулятивные: - умение принимать учебную цель; - умение следовать инструкции учителя; - умение оценивать себя - Коммуникативные: - владеть, способом работать в паре,в коллективе; - умение аргументированно высказывать свое мнение; - умение контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и дейстий героев произведения;
- смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентауию учащегося в системе личностных смыслов.

- осознание ответственности;
- уметь воспринимать на слух художественные воспроизведения;
- пересказывать текст подробно,выборочно;
- характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков,авторское отношение к ним.

- Познавательные:
- умение ориентироваться в учебнике;
- Регулятивные:
- умение принимать учебную цель;
- умение следовать инструкции учителя;
- умение оценивать себя
- Коммуникативные:
- владеть, способом работать в паре,в коллективе;
- умение аргументированно высказывать свое мнение;
- умение контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

Чтение текста с остановками

Текст сказки разбит на смысловые части, которые постепенно появляются на интерактивной доске. (Можно, при отсутствии проектора, распечатать текст по частям на отдельных страничках, чтобы дети не видели следующей части и не читали текст вперёд.) Учащиеся читают текст. После каждой остановки идёт обсуждение по вопросам учителя. Дети могут ставить свои вопросы.



 

Формируемые УУД: регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

3. Совместное открытие знаний

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

 

1 остановка

- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?

2 остановка

- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

- Что бы вы сделали на их месте?

3 остановка

- Что предлжил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

4 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

5 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

6 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

7 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Как встретились братья?

- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?



 

 

регулятивные: – планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

5. Домашнее задание

- Какая из пословиц, встречающихся в этой сказке, вам понравилась?

Придумайте короткую историю, заголовком которой будет выбранная пословица.

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

- Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?»

-Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)

- В чём вы видите для себя счастье?

- Как вы его понимаете?

Вывод (делают дети  после совместного обсуждения):

Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.

На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться.

Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.

На следующем уроке мы познакомимся с басней Л.Н.Толстого «Мужик и Водяной» и продолжим разговор о ценностях человеческой жизни.


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

Составление сравнительной таблицы. Учащиеся формулируют линии сравнения, учитель записывает их в таблицу на доске, дети делают записи в тетрадях. Работа в тетрадях (с.8). После обсуждения в парах на местах заполняется таблица на доске.

- Сделайте вывод: как относится к своей жизни каждый из братьев?

Как характер человека влияет на его жизнь?


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.