Название ТКУ: Математика_Умножение_Смысл умножения
УМК: Л.Г. Петерсон
Предмет: Математика
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Умножение (Урок открытия нового знания)
Цель урока: Познакомить детей с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения, познакомить детей со знаком и записью действия умножения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся должны иметь представление о действии умножении как сложении одинаковых слагаемых, заменять сложение умножением и наоборот
Личностные:
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Метапредметные:
-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); – выполнять работу в соответствии с заданным планом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Сегодня урок не совсем обычный. Я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Что такое экспедиция? (Когда группа людей отправляется в путешествие, чтобы узнать новое, неизвестное, открыть что-то и поделиться открытием с другими). Что вы ждёте от нашего урока? Каким он будет? (Интересным, увлекательным, добрым, веселым, познавательным). А назовем мы его: «Математическая «ИКС»-педиция» Что заметили? (В кавычках «ИКС»). Что такое ИКС? (неизвестное, которое обозначается латинской буквой, которое необходимо узнать). Значит сегодня предстоит открыть новые знания. Результаты наших наблюдений будем заносить в тетради. Запишите число. Итак, отправляемся в «ИКС»-педицию, буду полагаться на вас. Проверим для начала, готовы ли вы к испытаниям. |
|
Коммуникативные: – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Математический диктант Вам необходимо выполнить устные вычисления в пределах 100, записав в тетради только результат.
- Проверьте работу. У кого так же? Оцените работу по алгоритму. (Ученики ставят на полях отметку. Двое оценивают по алгоритму). -Какие арифметические действия выполнили? (Сложение и вычитание). |
Выполнять устные вычисления в пределах 100, вспомнить названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Классификация Перед вами четыре тропинки, посмотрите на выражения, записанные на них. Сравните выражения. Чем похожи? 16+19+13+16 28+25+27+28 34+34+34+34 42+45+42+47 (Это суммы, в каждой по 4 слагаемых, слагаемые двузначные числа). - Какое выражение отличается от остальных? (третье, т.к. слагаемые одинаковые, а в остальных разные). - Наш путь будет пролегать по этой тропинке. |
При ответе уметь использовать термины "слагаемое", "сумма", "двузначные числа". |
Регулятивные: –планировать последовательность операций при выполнении заданий; |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Создание проблемной ситуации
- Какие вещи необходимо взять с собой в экспедицию? (……) У вас множество вещей показано точками. Разложим их в рюкзаки по 5 вещей. Объединим в группы по 5. -Вспомним правила работы в группе… - Сколько необходимо рюкзаков? (9) - Сколько вещей в каждом рюкзаке? (5). Узнаем, сколько всего предметов в рюкзаках. Как записать? 5+5+5+5+5+5+5+5+5=45 (записывают на доске и в тетрадях) - Кому доверим нести рюкзаки? (Мальчикам, они сильнее).
-Перед нами мост. С одного берега на другой перевозит пассажиров специальное транспортное средство Садимся в вездеход. Он изображен на доске. Каждая маленькая клеточка – это посадочное место. Узнаем, сколько человек уместится. Как посчитаем количество клеточек? (по 10 в каждом прямоугольнике). А сколько прямоугольников? (7). Как сосчитать? 10+10+10+10+10+10+10=70 (записывают на доске и в тетрадях)
- Пересаживаемся на тандем. Что это? Велосипеды. У слова тандем несколько значений: (с англ. – 1) гуськом, друг за другом; 2) работа, в которой участвуют 2 человека, выполняя дело сообща). Сколько необходимо велосипедов? (Сколько нас пар?). А сколько всего колес у наших велосипедов? Давайте посчитаем. (Выстраиваются парами, затем друг за другом - на места) 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2= - Сравните все записи. Чем похожи? (Сложение, складываются одинаковые слагаемые). Удобные записи? (Нет, слишком длинные, надо сократить). - Какой возникает вопрос? (Как короче записать пример, когда складываются одинаковые слагаемые).
-Может, кто-то уже знает? ( Версии детей….) - А где можем узнать точно? (в справочной литературе, в учебнике, спросить у учителя, у родителей, в интернете). Какой выберем способ? (проверка по учебнику) |
Записывать решения задач в виде суммы одинаковых слагаемых |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Решение проблемных задач
Цель. В ходе этой работы дети знакомятся с правилом чтения произведений. Это правило основывается на смысле действия умножения, которое дети могут «открыть» самостоятельно. - О каком действии узнали? (умножении) - Что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых). - Какой знак действия умножения? (. и Х) - Как прочитать такие записи? (4 умножить на 5; по 4 взять 5 раз) - Что показывают числа в записи действия умножения? (первое число показывает, какое число складывали; второе – сколько раз мы его складывали). Формулирование темы и целей урока. Какова тема урока? (УМНОЖЕНИЕ) - Чему нам надо научиться? Какие цели поставим перед собой?
- Что мы сейчас делали? (Составляли план работы). - Какие умения формировали? (Планировать свою деятельность). |
|
Регулятивные: -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Практическая работа Возвращаемся к равенствам, записанным ранее и записываем их короче: (Какое число складывали? Сколько раз? Замените сложение умножением. И т. д.) 5 . 9=45 10 . 7=70 2 . 12=24 Вернемся к выражениям на тропинках: какое можем заменить умножением? (34+34+34+34=34*4). Почему остальные нельзя? (складываются разные слагаемые)
|
Учиться читать произведения, следуя только что прочитанному правилу. Объяснять, почему числа записываются и читаются в определённом порядке. Заменять суммы одинаковых слагаемых умножением. Разъяснять значение каждого знака в записи, опираясь на понимание смысла действия умножения. |
Регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа
7+7+7+7=7*4 12+12+12=12*3 9+9+9+9+9=9*5 48+48=48*2 |
Уметь заменять суммы одинаковых слагаемых умножением. Разъяснять значение каждого знака в записи, опираясь на понимание смысла действия умножения. |
Регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Практическая работа Работа в парах (тандем). Проверка (Читают разными способами. Заменяют сложением) Задание № 6, с. 66. (учебник математики Л.Г. Петерсон 2 класс) |
Уметь заменять произведение суммой одинаковых слагаемых. |
Регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Творческое задание Решение, составление задач (по иллюстрациям), запись решения в виде суммы и произведения. Представление работ ораторами. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Кто в группе был наиболее активен? |
Уметь составлять задачи по иллюстрациям, записывать их решение в виде суммы одинаковых слагаемых и произведения. |
Регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Обязательное задание по новой теме:
|
Уметь заменять суммы одинаковых слагаемых умножением. Выполнять сложение и вычитание чисел в соответствии с порядком действий |
Личностные: – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи; Регулятивные: - выполнять работу в соответствии с заданным планом; Познавательные: – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; |
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Наша экспедиция подошла к концу. Удалось ли открыть что-то новое? Какова тема урока? Какие цели ставили перед собой? Удалось ли их достичь? Что особенного удалось каждому? В чем были затруднения? - Какие универсальные действия, умения формировали на уроке? (Познавательные: умение работать с информацией, представлять информацию в разном виде… Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения… Регулятивные: оценивать свою работу, составлять план, цели деятельности…. |
|
Регулятивные: |