Название ТКУ: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока: организовать на уроке вдумчивое восприятие рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать осознанно рассказ; - воспроизводить диалог героев произведения; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - осуществлять поиск и выделять необходимую информации; - характеризовать героев рассказа; - выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные:
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.
Метапредметные:
Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -умение работать в паре , в группе; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -удерживать цель деятельности до получения ее результата -осуществлять итоговый контроль деятельности; -оценивать результаты деятельности; -выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -выбирать решение из нескольких предложенных; -преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа в) Беседа по прослушанному отрывку. — О чем мы услышали в этом отрывке? Есть ли у вас вопросы? — Кто является главными героями этой части рассказа? (девочка Дагни Педерсен и композитор Эдвард Григ) — Кто такой Эдвард Григ? г) Знакомство с биографией Э. Грига. — Эдвард Григ – норвежский композитор. Норвегия – страна на севере Европы, суровый, но очень красивый край, это страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру Эдварда услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить учиться в Германию. Вскоре имя его стало известно всему миру. В его музыке оживают легенды и сказки, образы жизни народа Норвегии. Григ родился и провел последние годы жизни в городе Бергене, одном из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. |
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ — Что еще вы узнали о композиторе из этого отрывка? — Что делал Григ в лесу? — Зачем он так часто приходил в лес? — Найдите в тексте и прочитайте описание осеннего леса. — Почему Паустовский так красиво описывает этот край? — С кем встретился в лесу Григ? -Что делала в лесу Дагни? — О чем произошел диалог между Дагни и Григом? — А почему Григ захотел сделать девочке подарок? — Что на него подействовало? (Дагни – маленькая , милая, добрая девочка, очень чистая и наивная, с трудной жизнью и верой в чудеса и сказки, а также чудная дикая природа.) — Почему Григ не захотел сделать его сразу? — Как вы считаете, что будет дальше? (Напишет музыку. Они встретятся…) — Хотите узнать? Тогда читаем дальше. Дидактические материалы: К. Г. Паустовский "Заячьи лапы" |
-осуществляют поиск и выделение необходимой информации; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Прослушивание грамзаписи Знакомство со 2 частью рассказа (с.50-52) а) Чтение 2-ой части детьми «по цепочке». б) Беседа по прочитанному отрывку. — Что описывает автор в этой части? — Музыку нельзя передать словами, но мастерство Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Григ, когда создавал свои произведения. — Зачитайте описание дома и его внутренней обстановки. (с.50) — Что из себя он представлял? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.) — Как вы себе его представляете? — Что представлял композитор Григ, когда писал музыку для Дагни? — Как описывает автор рояль композитора? — Какой литературный образный прием использует здесь автор? (олицетворение) — По каким признакам вы это определили? (рояль поет, как живое существо) — Для чего автор использует этот прием? — Почему Паустовский уделяет столько внимания описанию рояля? (Рояль – полноправный сотрудник композитора, помощник в создании музыкальных произведений, его лучший друг) — Что хотел выразить своей музыкой Григ? Легко ли передать восприятие музыки словами? Найдите соответствующую фразу в тексте. — Кто были первыми слушателями рождавшегося произведения? — Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом. — Почему музыка произвела на них такое разное впечатление? (Каждый понимает музыку по-своему, опираясь на свою жизнь, опыт, умение слушать музыку) Знакомство с 3 и 4 частью рассказа (с.53-58) — Хотите узнать, чем же закончится это история? Об этом узнаем, если прочитаем следующие части произведения. а) Чтение 3-ей части детьми «по цепочке» (с.53) — Прочитаем 3-ю часть. — Что такое ботфорты? Прочитайте определение в словарике. б) Чтение 4-ой части детьми «по цепочке» (с.53-54 до слов: «Был теплый июнь») в) Беседа по прочитанному отрывку. — Как изменилась жизнь Дагни? — В каких условиях она теперь жила? — Как она теперь выглядит? Найдите в тексте описание ее внешности. Вспомните, какой она была? Какой она стала? — Каково увлечение Дагни? Как это ее характеризует? (Театр. В ней остались те качества, душевные, человеческие, которые мы в ней видели прежде, в детстве.) г) Чтение 4-ой части учителем (с.54-56 со слов: «Был теплый июнь» до слов: «Дагни вздохнула…»). д) Беседа по прочитанному отрывку. — Что такое симфоническая музыка? Прочитайте определение в словарике. Посмотрите, как выглядит симфонический оркестр. — Что поразило Дагни? Почему она услышала свое имя? (Это был подарок от Грига для Дагни, который он обещал ей, когда она была еще маленькой девочкой) |
-осуществляют поиск и выделение необходимой информации; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа е) Чтение 4-ой части учителем (с. 56-58 со слов: «Дагни вздохнула…» до конца под музыку «Утро» Грига и показ видеоряда пейзажей Норвегии). ж) Беседа по прочитанному отрывку. — Что услышала Дагни? — Как играла мелодия? Что испытала девушка? (Она видела картины своей родины, слышала шум прибоя, звуки леса, она плакала) — Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Мелодия способна вызвать картины и образы в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, учением чувствовать, мечтать) — Значит, музыку можно не только услышать, но и видеть, и чувствовать, так? — Найдите во 2-ой части, как в представлении Грига Дагни отреагирует на его подарок? — Найдите и прочитайте отрывак в 4-ой части, как на самом деле отреагировала Дагни на подарок (услышанное произведение). — Чем отличаются эти фрагменты? (В представлении Грига, изображенного Паустовским, Дагни говорит «Спасибо», не зная за что. Сама же Дагни во время мысленного разговора с композитором благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей «то прекрасное, чем должен жить человек. Значит, она поняла все, что хотел ей сказать своей музыкой великий композитор.) — В чем смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда Грига уже нет в живых) — Как вы умаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему? Действительно, счастлив тот человек, который любит жизнь, любит людей и готов отдать всего себя, свою душу на благо других людей. — Что же такое это прекрасное, которым должен жить человек? (Красота окружающего мира, любовь к родине, способность видеть чудеса даже в самых простых вещах) -В каких? Как например, в девочке с обычной корзиной еловых шишек… — Итак, теперь можете ответить на вопрос, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»? — Если музыка произвела такое яркое впечатление на Дагни и на нас, можно ли сказать, что она волшебная? — Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант, чьи это слова? Почему мы можем назвать Грига волшебником? |
- воспроизводят диалог героев произведения. - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Какая была цель нашего урока? - С каким настроением Вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы Вы сегодня себя похвалили? — Мы познакомились с вами с замечательными произведениями Паустовского и Грига. Надеюсь, мне удалось помочь вам почувствовать идею этого рассказа. Каждый из нас способен подарить другому человеку чудо, надо только захотеть.
|
- воспроизводят диалог героев произведения. - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение |
-осуществляют поиск и выделение необходимой информации; - воспроизводят диалог героев произведения. - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Диалог с автором |
-осуществляют поиск и выделение необходимой информации; - воспроизводят диалог героев произведения. - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
личностные: |
5. Домашнее задание |
|||
— Вернемся к героине нашего урока – корзине с еловыми шишками. Вы думаете, она случайно здесь стоит весь урок? Сейчас вы возьмете по одной шишке и определите, какое домашнее задание вам достанется. |
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа |
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
регулятивные: |