Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока: организовать на уроке вдумчивое восприятие рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

Планируемые результаты:

Предметные:

- читать осознанно рассказ; - воспроизводить диалог героев произведения; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - осуществлять поиск и выделять необходимую информации; - характеризовать героев рассказа; - выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

Метапредметные:

Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -умение работать в паре , в группе; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -удерживать цель деятельности до получения ее результата -осуществлять итоговый контроль деятельности; -оценивать результаты деятельности; -выполнять задание в соответствии с поставленной целью; -отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -выбирать решение из нескольких предложенных; -преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

в) Беседа по прослушанному отрывку.

— О чем мы услышали в этом отрывке? Есть ли у вас вопросы?

— Кто является главными героями этой части рассказа? (девочка Дагни Педерсен и композитор Эдвард Григ)

— Кто такой Эдвард Григ?

г) Знакомство с биографией Э. Грига.                                                

— Эдвард Григ – норвежский композитор. Норвегия – страна на севере Европы, суровый, но очень красивый край, это страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру Эдварда услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить учиться в Германию. Вскоре имя его стало известно всему миру. В его музыке оживают легенды и сказки, образы жизни народа Норвегии.

Григ родился и провел последние годы жизни в городе Бергене, одном из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор.


 

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результаты и уровни усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– переработать и преобразовать информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связи;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

— Что еще вы узнали о композиторе из этого отрывка?

— Что делал Григ в лесу?

— Зачем он так часто приходил в лес?

— Найдите в тексте и прочитайте описание осеннего леса.

— Почему Паустовский так красиво описывает этот край?

— С кем встретился в лесу Григ?

-Что делала в лесу Дагни?

— О чем произошел диалог между Дагни и Григом?

— А почему Григ захотел сделать девочке подарок?

— Что на него подействовало? (Дагни – маленькая , милая, добрая девочка, очень чистая и наивная, с трудной жизнью и верой в чудеса и сказки, а также чудная дикая природа.)

— Почему Григ не захотел сделать его сразу?

— Как вы считаете, что будет дальше? (Напишет музыку. Они встретятся…)

— Хотите узнать? Тогда читаем дальше.


Дидактические материалы:

К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"

-осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

 

регулятивные:
–определять последовательность промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
–извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;
–использовать извлеченную из рассказа информацию в процессе изучения материала;
коммуникативные:
–формулировать вопросы, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Знакомство со 2 частью рассказа (с.50-52)

а) Чтение 2-ой части детьми «по цепочке».

б) Беседа по прочитанному отрывку.

 Что описывает автор в этой части?

— Музыку нельзя передать словами, но мастерство Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Григ, когда создавал свои произведения.

— Зачитайте описание дома и его внутренней обстановки. (с.50)

— Что из себя он представлял? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.)

— Как вы себе его представляете?

— Что представлял композитор Григ, когда писал музыку для Дагни?

— Как описывает автор рояль композитора?

— Какой литературный образный прием использует здесь автор? (олицетворение)

— По каким признакам вы это определили? (рояль поет, как живое существо)

— Для чего автор использует этот прием?

— Почему Паустовский уделяет столько внимания описанию рояля? (Рояль – полноправный сотрудник композитора, помощник в создании музыкальных произведений, его лучший друг)

— Что хотел выразить своей музыкой Григ?

Легко ли передать восприятие музыки словами? Найдите соответствующую фразу в тексте.

— Кто были первыми слушателями рождавшегося произведения?

— Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом.

— Почему музыка произвела на них такое разное впечатление? (Каждый понимает музыку по-своему, опираясь на свою жизнь, опыт, умение слушать музыку)

 Знакомство с 3 и 4 частью рассказа (с.53-58)

— Хотите узнать, чем же закончится это история? Об этом узнаем, если прочитаем следующие части произведения.

а) Чтение 3-ей части детьми «по цепочке» (с.53)

— Прочитаем 3-ю часть.

— Что такое ботфорты? Прочитайте определение в словарике.

б) Чтение 4-ой части детьми «по цепочке» (с.53-54 до слов: «Был теплый июнь»)

в) Беседа по прочитанному отрывку.

— Как изменилась жизнь Дагни?

— В каких условиях она теперь жила?

— Как она теперь выглядит? Найдите в тексте описание ее внешности. Вспомните, какой она была? Какой она стала?

— Каково увлечение Дагни? Как это ее характеризует? (Театр. В ней остались те качества, душевные, человеческие, которые мы в ней видели прежде, в детстве.)

г) Чтение 4-ой части учителем (с.54-56 со слов: «Был теплый июнь» до слов: «Дагни вздохнула…»).

д) Беседа по прочитанному отрывку.

— Что такое симфоническая музыка? Прочитайте определение в словарике. Посмотрите, как выглядит симфонический оркестр.

— Что поразило Дагни? Почему она услышала свое имя? (Это был подарок от Грига для Дагни, который он обещал ей, когда она была еще маленькой девочкой)


-осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

е) Чтение 4-ой части учителем (с. 56-58 со слов: «Дагни вздохнула…» до конца под музыку «Утро» Грига и показ видеоряда пейзажей Норвегии).

ж) Беседа по прочитанному отрывку.

— Что услышала Дагни?

— Как играла мелодия? Что испытала девушка? (Она видела картины своей родины, слышала шум прибоя, звуки леса, она плакала)

— Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Мелодия способна вызвать картины и образы в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, учением чувствовать, мечтать)

— Значит, музыку можно не только услышать, но и видеть, и чувствовать, так?

— Найдите во 2-ой части, как в представлении Грига Дагни отреагирует на его подарок?

— Найдите и прочитайте отрывак в 4-ой части, как на самом деле отреагировала Дагни на подарок (услышанное произведение).

— Чем отличаются эти фрагменты? (В представлении Грига, изображенного Паустовским, Дагни говорит «Спасибо», не зная за что. Сама же Дагни во время мысленного разговора с композитором благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей «то прекрасное, чем должен жить человек. Значит, она поняла все, что хотел ей сказать своей музыкой великий композитор.)

— В чем смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда Грига уже нет в живых)

— Как вы умаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему? Действительно, счастлив тот человек, который любит жизнь, любит людей и готов отдать всего себя, свою душу на благо других людей.

— Что же такое это прекрасное, которым должен жить человек? (Красота окружающего мира, любовь к родине, способность видеть чудеса даже в самых простых вещах)

-В каких? Как например, в девочке с обычной корзиной еловых шишек…

— Итак, теперь можете ответить на вопрос, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

— Если музыка произвела такое яркое впечатление на Дагни и на нас, можно ли сказать, что она волшебная?

— Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант, чьи это слова? Почему мы можем назвать Грига волшебником?


- вос­производят диалог героев произведения.

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– находить ответов на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Какая была цель нашего урока? 
Достигли?

- С каким настроением Вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы Вы сегодня себя похвалили?

— Мы познакомились с вами с замечательными произведениями Паустовского и Грига. Надеюсь, мне удалось помочь вам почувствовать идею этого рассказа. Каждый из нас способен подарить другому человеку чудо, надо только захотеть.

 


- вос­производят диалог героев произведения.

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

регулятивные:
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать свои предположения (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять синтез;
– установливать причинно-следственных связи;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обоснование своей точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

 


-осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- вос­производят диалог героев произведения.

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установливать причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развивать умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Диалог с автором



-осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- вос­производят диалог героев произведения.

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

личностные:
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

 

5. Домашнее задание

 

— Вернемся к героине нашего урока – корзине с еловыми шишками. Вы думаете, она случайно здесь стоит весь урок? Сейчас вы возьмете по одной шишке и определите, какое домашнее задание вам достанется.
Письменно в тетради ответить на вопросы:
-Почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками», а не, например, «Музыка для Дагни»?
-О чем было музыкальное произведение, посвященное Дагни?
-Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты, сравнения и олицетворения, связанные с описанием природы и музыки.
-Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты, сравнения и олицетворения, связанные с описанием Дагни и дома Грига.

 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа


- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

регулятивные:
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать свое предположение (версии) и её проверка;
– работа тьпо предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответов на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственные связей;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обоснование своей точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.