Название ТКУ: Литературное чтение_И.А.Крылов_Ворона и лисица
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: И. А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Цель урока: исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором в басне, ответить на сформулированный в теме вопрос.
Планируемые результаты:
Предметные:
читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.
Личностные:
усвоить главный урок, извлечённый из басни, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять над баснями И. А. Крылова.
Метапредметные:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица"; КОММУНИКАТИВНЫЕ: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Повернёмся поскорей И приветствуем гостей: Улыбнёмся, раз и два. Все садимся, детвора! Поработать уж пора!!! -Надеюсь на вашу поддержку. -Желаю успеха. |
|
Личностные УУД: развитие положительной учебной мотивации и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: саморегуляция(спо собность к мобилизации сил и энергии). |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация, Беседа Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, ребусы надо отгадать (1ряд) и (2ряд) -Какова тема урока? -Давайте сформулируем цели нашего урока. А теперь чуть-чуть вы отдохните и послушайте эту басню. Устраиваемся поудобнее и слушаем. - Понравилась ли вам басня? О ком она? - Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать. Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое Лесть – лицемерие, уродливое восхваление Гнусность – внушающий отвращение, омерзительный поступок Впрок – про запас Пленить – очаровать, увлечь красотой Плутовка – хитрая и ловкая обманщица Работа по учебнику (стр.137- 138 ) Дидактические материалы: Портрет Крылова |
способными творить свой читательский мир |
Коммуникативные УУД: учить планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассникам. |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа, беседа Самостоятельно басню прочитайте. – Из-за чего пострадала Ворона?(Из-за своей доверчивости и глупости) - Жалко ли вам ее? – А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека). - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….) – Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!») – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает) – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок») – Для чего Лиса расхваливала Ворону? -Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр) – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам) – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. |
читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, |
Личностные УУД: заинтересовать детей в приобретении, расширении знаний и способов действий. Регулятивные УУД: проведение учащимися самооценки, самоконтроля. Коммуникативные УУД: учить понимать задаваемые вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевой ситуации. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Самостоятельная работа -Итак, дети, сегодня был сложный урок. Вы молодцы! Много думали, размышляли, были внимательны, сосредоточенны и активны. Сейчас каждый из вас подумает и оценит работу на нашем уроке Покажите свой карандаш • зелёный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников • жёлтый, если вы в чём-то не уверены • красный, если ничего не понравилось. Учитель высказывается о работе на уроке и благодарит всех за урок. |
самостоятельно оценивать художественное произведение. |
Познавательные УУД: смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке, самоконтролю Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
5. Домашнее задание |
|||
• Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» • Творческое задание: инсценировать выученную басню. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа |
|
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание школьниками того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: умение объективно оценивать свою деятельность |