Название ТКУ: Лебедева. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
УМК: Школа России
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Цель урока: Познакомить детей с понятиями "уменьшаемое", "вычитаемое", "разность".
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).
Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану. Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Прозвенел звонок на урок Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт. С новыми названиями он познакомит вас Вот в этом конверте он принёс их в класс. (Дети садяться на сови места, которые уже подготовлены к уроку) - Начинем наш урок. |
|
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД). Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. (Личностные УУД). |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Прежде чем начать изучение новой темы, давайте немного поиграем. - Игра называется "Выбери примеры на сложение и вычитание". Ваша задача: выбрать примеры на сложение и прочитать их по-разному. 6+1= 7-1= 7+2= 5+2= 8-2= 4+3= 5-3= 10-4= (например: 6 плюс 1, к 5 прибавить 2, 4 увеличить на 3, 1-е сл. 7, 2-е сл. 2 знач. суммы…) - Следующее задание: выбрать примеры на вычитание и тоже прочитать их по-разному. (От 7 отнять 1 получится 6, из 5 вычесть 3, получится 2, 8 минус 2 равно 6, 10-4=… Дети прочитать не могут.) - Итак, как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма) - А как называются числа и результат действия вычитания мы не знаем. Эти названия лежат в конверте у Знайки, но он предлагает нам самим подумать и назвать эти числа. |
Повторение правил сложения и вычитания. |
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Минутка читстописания - Немного посчитаем, достаем счетные палочки. - Положите слева 7 палочек. Отодвиньте вправо 3 палочки. Сколько палочек осталось? (4) - Сколько палочек было слева? (7) - Что можно сказать про количество палочек слева, когда 3 палочки отодвинули? (Их стало меньше, т.е. их количество уменьшилось.) Как вы думаете, какое название у числа 7? (Уменьшаемое) - Какое действие выполняли, когда отодвигали 3 палочки? (Вычитание) Какое название будет у числа 3? (Вычитаемое) - А что такое 4? (Мы находим разницу, узнаём на сколько 7 больше 3. Это разность или результат действия вычитания.) - Как же называются числа и результат действия вычитания? (7 – уменьшаемое – это самое большое число , 3-вычитаемое, 4-разность. Открываем конверт , вынимаем карточки и укрепляем на доске.) |
Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Давайте немного отдохнем, встаем с мест. (дети встают около парт) - Я буду выполнять движения, а вы повторяете за мной. Начинаем. Буратино потянулся, (потягивание) Раз нагнулся, два нагнулся. (наклон вперед) Руки в стороны развёл, (руки в стороны) Ключик видимо нашёл, (покачивание головы из стороны в сторону) Чтобы ключик тот достать, (клопки руками) Надо на носочки встать. (руки вверх, встать на носочки) - Молодцы, ребята. Мы отдохнули и можем продолжать работу. Садитесь. (дети садятся на свои места) Задание 1. - А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации на странице 29. Ответы детей: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось? - Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше? Ответы детей: Их осталось меньше на 2. - Что произошло с количеством снегирей на ветке? Ответы детей: Оно уменьшилось. -Как узнать, сколько снегирей осталось? Ответы детей: Надо от 5 отнять 2 и получится 3. - Прочитайте получившееся выражение. Ответы детей: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3. Ответы детей: Разность чисел 5 и 2 равна 3. |
Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия. |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Дидактическая игра Работа с учебником. (стр. 29)
- Посмотрите на рисунок на странице 29 вверху и ответьте на вопросы. - Какие птички на рисунке? (снегири) - Сколько птичек сидело на ветке? (5) -Сколько улетело? (2) - Сколько осталось? (3) - Как это записать? (ум. 5- выч.2= значение разности 3,можно сказать: разность чисел 5 и 2 равна 3) 2) Решение примеров. Стр. 29 Задание 1. - Прочитайте условие задачи, о чем в ней говорится? (о числах) Запишите пример, который получается из условия, и решите. (Один ученик у доски)
- Вычислите, чему равна разность чисел 6 и 3. (6 – 3=3) |
Учащиеся выполняют устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7). |
Регулятивные: Контроль, коррекция, саморегуляция Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Стр. 29 №3 -О чём говорится в задаче? ( О фломастерах) - Что известно по условию задачи? (было – 6фломастеров, подарил – 2 фломастеров) - Что спрашивается в задаче? (Сколько фломастеров осталось.) - Составим краткую запись. (учитель пишет на доске, дети в тетрадях) Было – 6фл. Подарил – 2фл. Осталось ? - В тетради изобразим схематично: (дети рисуют шесть квадратов) - Что значит подарил? (убрал) - Что делаем? (зачеркиваем два крадрата) - Каким действием решим задачу? (Вычитанием) - Запишем решение: (6 – 2 = 4 (фл.) Ответ: 4 фл. осталось.) - Как называются числа и результат вычитания? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) |
Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа В наш класс прилетели снежинки, ловите их. (Снежинки подбрасываются к верху, так чтобы они разлетелись, каждый ребёнок должен взять одну снежинку.) Что вы увидели на снежинках? ( Примеры на вычитание.) Прочитайте примеры, используя термины и назовите результат. (Дети читают примеры и называют результат.) Дидактические материалы: Задание 1 (Первичное закрепление) |
Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа Дидактические материалы: Задание 1 (Первичное закрепление) |
Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
5. Домашнее задание |
|||
|
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация - Оцените свою работу на уроке с помощью эмоциональных карточек. Объясните свой выбор. Дидактические материалы: Задание 1 (Первичное закрепление) |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Итог урока Дидактические материалы: Доп. материалы |
|
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |