Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Лебедева. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цель урока: Познакомить детей с понятиями "уменьшаемое", "вычитаемое", "разность".

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану. Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Прозвенел звонок на урок

Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.

С новыми названиями он познакомит вас

Вот в этом конверте он принёс их в класс.

(Дети садяться на сови места, которые уже подготовлены к уроку)

- Начинем наш урок.

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. (Личностные УУД).

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Прежде чем начать изучение новой темы, давайте немного поиграем.

- Игра называется "Выбери примеры на сложение и вычитание". Ваша задача: выбрать примеры на сложение и прочитать их по-разному.

6+1=                         7-1=                                 7+2=

5+2=                         8-2=

4+3=                         5-3=                                 10-4=

(например: 6 плюс 1, к 5 прибавить 2,   4 увеличить на 3, 1-е сл. 7, 2-е сл. 2  знач. суммы…)

- Следующее задание: выбрать примеры на вычитание и тоже прочитать их по-разному.

(От 7 отнять 1 получится 6, из 5 вычесть 3, получится 2, 8 минус 2 равно 6, 10-4=…   Дети прочитать не могут.)

 - Итак, как называются числа при сложении?

(Слагаемое, слагаемое, сумма)

- А как называются числа и результат действия вычитания мы не знаем. Эти названия лежат в конверте у Знайки,  но он предлагает нам самим подумать и назвать эти числа.


Повторение правил сложения и вычитания.

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Минутка читстописания

- Немного посчитаем, достаем счетные палочки.

- Положите слева 7 палочек. Отодвиньте вправо 3 палочки. Сколько палочек осталось? (4)

- Сколько палочек было слева? (7)

- Что можно сказать про количество палочек слева, когда 3 палочки отодвинули?

(Их стало меньше, т.е. их количество уменьшилось.)

Как вы думаете, какое название у числа 7?

(Уменьшаемое)

 - Какое действие выполняли, когда отодвигали  3 палочки?

(Вычитание)

Какое название будет у числа 3?

(Вычитаемое)

 - А что такое 4? 

(Мы находим разницу,  узнаём на сколько 7 больше 3. Это разность или результат действия вычитания.)

 - Как же называются числа и результат действия вычитания?

(7 – уменьшаемое – это самое большое число , 3-вычитаемое, 4-разность. Открываем конверт , вынимаем карточки и укрепляем на доске.)


Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Давайте немного отдохнем, встаем с мест.

(дети встают около парт)

- Я буду выполнять движения, а вы повторяете за мной. Начинаем.

Буратино потянулся,

(потягивание)

Раз нагнулся, два нагнулся.

(наклон вперед)

Руки в стороны развёл,

(руки в стороны)

Ключик видимо нашёл,

(покачивание головы из стороны в сторону)

Чтобы ключик тот достать,

(клопки руками)

Надо на носочки встать.

(руки вверх, встать на носочки)

- Молодцы, ребята. Мы отдохнули и можем продолжать работу. Садитесь.

(дети садятся на свои места)

 

Задание 1.

- А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации на странице 29.

Ответы детей: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось?

- Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?

Ответы детей: Их осталось меньше на 2.

- Что произошло с количеством снегирей на ветке?

Ответы детей: Оно уменьшилось.

-Как узнать, сколько снегирей осталось?

Ответы детей: Надо от 5 отнять 2 и получится 3.

- Прочитайте получившееся выражение.

Ответы детей: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3.

Ответы детей: Разность чисел 5 и 2 равна 3.


Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия.

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

Работа с учебником.

(стр. 29)

  • Работа по рисунку (стр. 29)

- Посмотрите на рисунок на странице 29 вверху и ответьте на вопросы.

- Какие птички на рисунке? (снегири)

- Сколько птичек сидело на ветке? (5)

-Сколько улетело? (2)

- Сколько осталось? (3)

- Как это записать?

(ум. 5- выч.2= значение разности 3,можно сказать: разность чисел 5 и 2 равна 3)

2) Решение примеров.

Стр. 29 Задание 1.

- Прочитайте условие задачи, о чем в ней говорится? (о числах)

Запишите пример, который получается из условия, и решите. (Один ученик у доски)

 

- Вычислите, чему равна разность чисел 6 и 3. (6 – 3=3)


Учащиеся выполняют устно и письменно арифметические действия с числами

(сложение и вычитание в пределах 7).

Регулятивные:

Контроль, коррекция, саморегуляция 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Стр. 29 №3

-О чём говорится в задаче?  ( О фломастерах)

- Что известно по условию задачи? 

(было – 6фломастеров, подарил – 2 фломастеров)

- Что спрашивается в задаче?  (Сколько фломастеров осталось.)

- Составим краткую запись.

(учитель пишет на доске, дети в тетрадях)

Было – 6фл.

Подарил – 2фл.

Осталось ?

- В тетради изобразим схематично:

(дети рисуют шесть квадратов)

- Что значит подарил?

(убрал)

- Что делаем?

(зачеркиваем два крадрата)

- Каким действием решим задачу? (Вычитанием)

- Запишем решение:

(6 – 2 = 4 (фл.)

Ответ: 4 фл. осталось.)

- Как называются числа и результат вычитания?

(Уменьшаемое, вычитаемое, разность)


Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Познавательные:

структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 В наш класс прилетели снежинки, ловите их.

(Снежинки подбрасываются к верху, так чтобы они разлетелись, каждый ребёнок должен взять одну снежинку.)

Что вы увидели на снежинках? ( Примеры на вычитание.)

Прочитайте примеры, используя термины и назовите результат.

(Дети читают примеры и называют результат.)

 


Дидактические материалы:

Задание 1 (Первичное закрепление)

 Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа


Дидактические материалы:

Задание 1 (Первичное закрепление)

 Учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении задач; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Познавательные:

структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

5. Домашнее задание

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

- Оцените свою работу на уроке с помощью эмоциональных карточек. Объясните свой выбор.


Дидактические материалы:

Задание 1 (Первичное закрепление)

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Итог урока


Дидактические материалы:

Доп. материалы

 

 Личностные:

смыслообразование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Познавательные:

структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;