Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Артемьева. Величина. Длина. Единицы измерения длины.

УМК: Начальная школа XXI века

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Величина. Длина. Единицы измерения длины.

Цель урока: Cоздание условий для овладения обучающимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представление о понятиях "величина", "длина"; - уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением); - уметь измерять длину отрезка мерами; - уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; - знать единицу измерения длины - см; - уметь строить в тетради отрезок заданной длины.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (регулятивные УУД) - слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (коммуникативные УУД) - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения (познавательные УУД)

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

     Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

 

 

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

 

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

У ребят на партах лежат полоски разной длины и цвета (алая, коричневая, розовая).

-Дети, давайте посмотрим на эти полоски. Что мы можем у них определить?

(Запах, цвет..)

-А это свойства?

(Да)

-А можно сравнить эти свойства с помощью знаков < > = ?

(Нет)

-А что ещё имеют полоски?

(Длину)

-А длины полосок можно сравнить с помощью этих знаков? Докажите (способом наложения). Давайте теперь обозначим цвета полосок и запишем результат.

А<Р Р>К К=Р

 

Свойство, которое можно сравнить с помощью знаков < > = - это величина.

- С какой же величиной мы сегодня будем знакомиться? Слышали ли вы это слово при работе с полосками?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?

(высказывают предположения)

- Надо ли вам узнать, что такое длина?

- По какому плану будете работать?

(ставят перед собой учебные задачи)

 

  1. Что такое "длина".
  2. Можно ли сравнить длины.
  3. Как измерить длину.

4. Каковы единицы измерения длины.


Предметные:

- определять свойства объекта в зависимости от указанного признака; правильно определять и называть цвет объектов.

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Каким способом мы сравнивали полоски?

-Наложением.

На столах лежат красная и синяя полоски.

- Сравните длины этих полосок.


- Длина какой полоски больше, меньше?

- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?

(Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.)

- Сравните длины этих отрезков.


 - Длина какого отрезка больше, меньше?

(а<б, б>а)

- Какой способ сравнения вы использовали?

- На глаз

- Я вам предлагаю, используя этот же способ, сравнить длины отрезков с и к. (испытывают затруднение)

-Попробуйте применить второй способ: наложение.

(испытывают затруднение)

- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?

(Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.)

 

Предлагается выполнить измерение отрезков мерой-полоской.

- Выполните измерение.

с<к, к>с

- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков?

- Почему это стало возможным?

 

- Я тоже решила измерить длину отрезка к желтой мерой.

Я записала:

с=4з

к=2ж

с>к

- Согласны ли вы с моими рассуждениями?

Почему?

(Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.)

- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?

 

- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?

 

Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.

Люди издавна искали единую меру для измерения длины: шаг, локоть, палец.

- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины?

(Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.)

Почему?

Попробуйте измерить длину класса шагами учителя и ученика.

Сделайте вывод.

- Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.

- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины? Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?

(Обучающиеся высказывают свои предположения.)

- Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос?

- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см. На каком инструменте вы можете увидеть см? (Линейка)

- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка? (Линейка)

 Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.


- иметь представление о понятиях "величина", "длина";

- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением).

 

регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Занимательные упражнения

Давайте выполним задания.

1.Начертить отрезок размером 1 см.

(Несколько учеников выполняют задание у доски)

2.Начертить отрезок 5 см.

(Несколько учеников выполняют задание у доски)

3.Начертить отрезок любой длины и подписать размер в см. (Выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях)


- уметь измерять длину отрезка мерами;

- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;

- знать единицу измерения длины - см;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины.

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– формулировать мотивированное, аргументированное суждение.

 

5. Домашнее задание

 Задания в РТ на стр. 3.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Знаю - Хочу знать - Узнал

 Итог урока

-Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что мы хотели узнать? Что мы

узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 

Посмотрите на доску и ответьте на вопросы для себя. (выборочно спросить нескольких учеников)

1. Сегодня я узнал...

2. Было интересно...

3. Было трудно...

4. Я выполнял задания...



 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.