Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: конспект урока по русскому языку Даняевой Марии

УМК: Перспективная начальная школа

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс.Суффикс слов, называющих предметы.

Цель урока: учить распознавать суффиксы в словах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научить обучающихся образовывать новые слова с помощью суффиксов

Личностные:

Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Метапредметные:

Коммуникативные: работа в группах; – умение задавать вопросы; – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения –умение выражать свои мысли в устной форме или графически. –поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; –признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. –инициативное сотрудничество учащихся друг с другом. регулятивные: –понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; –планировать свои действия; –соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; –предвосхищение результата и уровня усвоения; познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; –понимать и толковать условные знаки и символы; –устанавливать причинно-следственные связи; –умение формулировать вопросы; –нахождение главного в большом объеме учебного материала; –установление причинно-следственных и логических связей; –построение умозаключений; –умение сравнивать и анализировать; - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; -подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

 

 

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Вызов

- Какие части слова вы еще знаете?

- Что такое корень?

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

1)- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:

лес, лесной, лесок.

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Разберите эти слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе?

- Пожалуйста, работайте. Время 2 минуты.

- Проверим ваши результаты 

- Сделайте вывод: Какие  части слова вам встретились в данных словах?

- С помощью чего образовались новые слова?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Это новая тема для вас?

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели и задачи вы перед собой поставите?


 

Личностные УУД:

 - самоопределение

- система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Коммуникативные:

работа в группах.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Осмысление

- А откуда мы можем получить новую информацию?

-Давайте обратимся к учебнику.

Работа по учебнику с.36

 Упр.34.

-Прочитайте задание.         Что вам нужно сделать?

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок смысла он придает новым словам?

-Проанализируйте весь список слов на –чка.

- Как пишется буквосочетание чк?


 

 Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____           плот ______                арт _______

учи ______              двор ______                 машин ____ 

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов:                                                                         - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка                             Миша – Мишенька

Аня - …                                             Алёша -  …

Света - …                                          Федя - …

Дима - …                                          Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.



Дидактические материалы:

проверка заданий

 

 регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

 нос, дом, хвост, стол.

Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?

-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.

Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается в большой и сразу же появляется  новое слово.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?


Дидактические материалы:

Игра «Побудь волшебником».

Научить обучающихся образовывать новые слова с помощью суффиксов

 регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Кластер

На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.


Дидактические материалы:

кластер

 

 регулятивные:
–постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
–предвосхищение результата и уровня усвоения;
познавательные:
–умение формулировать вопросы;
–нахождение главного в большом объеме учебного материала;
–установление причинно-следственных и логических связей;
–построение умозаключений;
–умение сравнивать и анализировать;
коммуникативные:
–умение выражать свои мысли в устной форме или графически.

 

5. Домашнее задание

-А теперь давайте подведем итог нашего урока. 

-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

-Кто остался доволен своей работой?

- Я узнал …
- Я понял …

- Мне понравилось …
-  Было трудно…
 - Для меня было открытием, что…
-  Могу порадоваться успехам …

-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.



 регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– умение задавать вопросы;
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.