Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Ануфриева Р.Ф. ТКУ по математике - Сложение и вычитание смешанных чисел

УМК: Л.П. Петерсон

Предмет: Математика

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок методологической направленности

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел

Цель урока: Закрепление навыков сложения и вычитания смешанных чисел.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Отработать умение складывать и вычитать смешанные числа; -Тренироваться в решении задач изученных видов; -Отрабатывать вычислительные навыки.

Личностные:

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания; - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; - создать условия для планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логические цепи рассуждений - способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

–Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Пусть урок принесет нам всем радость познания и общения.

 

Самоопределение (личностные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

–Ребята, вы любите играть?

–Сейчас мы с вами немножко поиграем.

Игра «Внимание».

– Ребята, посмотрите внимательно на фигуры:

 рис.1

Учитель даёт на запоминание несколько секунд, затем изображение убирает.

– Нарисуйте в тетрадях то, что запомнили.

– А теперь сравните с образцом.

Снова показываем образец.

– Кто выполнил точно? Молодцы, у вас высокий уровень внимания.

– У кого ошибки? Вам нужно постараться в следующий раз и у вас обязательно получиться выполнить точно это задание.

– Ребята, а какая фигура здесь может быть лишней (Первая фигура – трапеция, так как она не разделена на части)

– Скажите, а какой дробью можно обозначить одну часть круга, ромба?(1/2, 1/4)

–Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжим работу со смешанными числами)

–Молодцы! Таким внимательным ученикам любое задание под силу.


Дидактические материалы:

рис.1

 

Регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

3. Обобщение и систематизация знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование графическое

–Ребята, откройте учебники на странице 43. Выполним задание №1.Составьте примеры к рисункам и решите их. Рис.2


Дидактические материалы:

рис.2

Отработка умений складывать и вычитать смешанные числа

 регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–сопоставление информации, представленной в разных видах;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устная работа

–Выполним задание №3. (Ученики по цепочке решают примеры). рис.3

–Ребята, какое выражение показалось вам трудным? Почему?


Дидактические материалы:

рис.3

Отработка умений складывать и вычитать смешанные числа

 регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной форме.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

– Решим уравнения под №4. (Ученики по очереди у доски решают уравнения, выполняют проверку). рис.4

–На какие группы можно разделить эти уравнения? (На 3 группы: с неизвестны слагаемым, с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным уменьшаемым. На 2 группы: для нахождения корня нужно или складывать дроби, или вычитать.)


Дидактические материалы:

рис.4

Отработка умений складывать и вычитать смешанные числа

 регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

4. Применение умений и знаний в новой ситуации

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Разбор задачи

–Ребята, как можно проводить время с пользой для здоровья зимой? (Кататься на лыжах и коньках)

–Я предлагаю решить вам задачу №5 , которая связана с этими зимними забавами. рис.5

– Что известно в задаче? Что нужно найти?

– Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?

– А узнать можем? Каким действием?

– А каким действием узнаем, сколько всего времени он катался?

– Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка)

– Составьте выражение к задаче.

Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах .


Дидактические материалы:

рис.5

Решение задач изученных видов;

 умение оформлять решение задачи.

 регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста и таблиц;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

5. Контроль усвоения знаний

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

–А теперь самостоятельная работа по вариантам. Решите примеры.

Примеры записаны на доске. Рис.6

–Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, правильно ли он решил примеры. Оцените его.

Правильные ответы записываются на доске.


Дидактические материалы:

рис.6

Отработка вычислительных навыков

 регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

6. Домашнее задание

 №9-«Блиц-турнир», №10 стр.45

 

 

7. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устный опрос

– Ребята, все ли у нас получилось на уроке?

– Какие затруднения возникли?

– Что вам понравилось на уроке?

Учащиеся рассказывают о своих достижениях и отмечают трудности, возникавшие в ходе работы на уроке.

–Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Молодцы!



 регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной форме;

личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.