Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Грищенко Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательного женского рода

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок методологической направленности

Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательного женского рода

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся умения правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде; - правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова; - получат возможность научиться: работать со словарем (в т.ч. в электронном виде).

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД); - создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования свого мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД); - обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

 

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные  УУД)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

Посмотрите на слова на доске. Чем они интересны? Подчеркни­те двойные согласные.

Давайте соберем еще несколько слов с двойными согласными.

Шоссе, пресса, терраса, аккуратный, аллея, исследователь.

Какое последнее слово мы записали? Кто такие исследователи? Сегодня мы будем исследователями слов  русского языка. А чтобы узнать, что мы будем исследовать, послушайте меня внимательно.

Посмотрите на записанные слова. Какое слово мы назовем «лишним»? Почему?

Что мы знаем об этой части речи?

Давайте прочитаем словосочетания с этим словом

Аккуратн.. девочки, аккуратн.. девочке, аккуратн.. девочкой, об аккуратн.. девочке

– Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Окончания имен прилаг. в разных падежах).

– Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (Нужно быть внимательными).

 Какие цели и задачи на урок мы поставим?

(Научиться правильно писать  окончания прилаг. в женском роде, правильно определять падеж прилаг.)


 -  правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова;

-определять падеж существительного в женском роде;

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

3. Обобщение и систематизация знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

Упражнение в написании падежных окончаний имен прилаг.ж.рода

Выпишите словосочетания с прилагательными в женском роде, определите их морф. признаки.

С родной земли умри, но не сходи. Сыновья русской матери славятся удалью богатырской. И пылинка родной земли – золото.

Родная земля и в горсти мила. На чужой стороне и весна не красна.

-Что вы сейчас прослушали? (Это пословицы).

Какой общей темой объединены эти пословицы?

(Тема любви к Родине).

- Итак, подведем итог. Что вы должны  знать при переносе слов с одной строчки на другую? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку)



- формирование  правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде;

 

регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

4. Применение умений и знаний в новой ситуации

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Самостоятельная работа

  Упр. 69 (с. 33). (Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.)

- Какой вывод вы сделали? (Окончание -ой имеют имена при­лагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родитель­ном, дательном, творительном и предложном падежах.)

Упр. 70 (с. 33).

- Прочитайте.

- Что означают выделенные слова? (Почтовый вагон — же­лезнодорожный вагон, специально предназначенный для пере­возки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Беспокойный характер — заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.)

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончание прилагательного и его падеж.)

- На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Имена прилагательные мужского и женского рода).



-формирование  правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде;

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из различных источников;
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– чтение текстовой инструкции;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
– участие в коллективном обсуждении;
– формулирование мыслей в устной или письменной форме.

5. Контроль усвоения знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа


Запишите в словарик слово вагон, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.

- Подберите к слову вагон однокоренные слова.

- Назовите фразеологизм со словом вагон.

Объясните его значение. (Вагон и маленькая тележка — очень много, более чел достаточно).

Задание:  Вместо  звездочек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное.

Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей */(любимой) стране России. Хороши наши  */( бескрайние) поля, */(густые) леса, */(глубокие )реки. Мы бережем  */ (родную) природу.

Проверка:  - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)


- возможность научиться: работать со словарем (в т.ч. в электронном виде).

- правильно определять падеж существительного в женском роде;

регулятивные:
– понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
– планировать свои действия;
– соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

6. Домашнее задание


Упр. 75 (с. 35). По желанию вы можете выполнить задание  в рабочей тетради. на с.20

 


Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)


7. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Знаю – Хочу знать – Узнал.

—  Чему вы научились сегодня на уроке?

—  Какое задание было самым интересным?

—  За что вы можете похвалить себя?




 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.