Название ТКУ: Грищенко Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательного женского рода
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок методологической направленности
Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательного женского рода
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся умения правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде; - правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова; - получат возможность научиться: работать со словарем (в т.ч. в электронном виде).
Личностные:
- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД); - создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования свого мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД); - обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; (познавательные УУД).
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. |
|
Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД) |
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация Посмотрите на слова на доске. Чем они интересны? Подчеркните двойные согласные. Давайте соберем еще несколько слов с двойными согласными. Шоссе, пресса, терраса, аккуратный, аллея, исследователь. Какое последнее слово мы записали? Кто такие исследователи? Сегодня мы будем исследователями слов русского языка. А чтобы узнать, что мы будем исследовать, послушайте меня внимательно. Посмотрите на записанные слова. Какое слово мы назовем «лишним»? Почему? Что мы знаем об этой части речи? Давайте прочитаем словосочетания с этим словом Аккуратн.. девочки, аккуратн.. девочке, аккуратн.. девочкой, об аккуратн.. девочке – Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Окончания имен прилаг. в разных падежах). – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Нужно быть внимательными). Какие цели и задачи на урок мы поставим? (Научиться правильно писать окончания прилаг. в женском роде, правильно определять падеж прилаг.) |
- правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова; -определять падеж существительного в женском роде; |
регулятивные: |
3. Обобщение и систематизация знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Практическая работа Упражнение в написании падежных окончаний имен прилаг.ж.рода Выпишите словосочетания с прилагательными в женском роде, определите их морф. признаки. С родной земли умри, но не сходи. Сыновья русской матери славятся удалью богатырской. И пылинка родной земли – золото. Родная земля и в горсти мила. На чужой стороне и весна не красна. -Что вы сейчас прослушали? (Это пословицы). Какой общей темой объединены эти пословицы? (Тема любви к Родине). - Итак, подведем итог. Что вы должны знать при переносе слов с одной строчки на другую? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку) |
- формирование правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде; |
регулятивные: |
4. Применение умений и знаний в новой ситуации |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Самостоятельная работа Упр. 69 (с. 33). (Работа в парах по вопросам и заданиям упражнения.) - Какой вывод вы сделали? (Окончание -ой имеют имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.) Упр. 70 (с. 33). - Прочитайте. - Что означают выделенные слова? (Почтовый вагон — железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Беспокойный характер — заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.) - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончание прилагательного и его падеж.) - На какие группы можно разделить эти словосочетания? (Имена прилагательные мужского и женского рода). |
-формирование правильного написания окончания имен существительных в женском роде, определять падеж существительного в женском роде; |
регулятивные: |
5. Контроль усвоения знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Практическая работа — Запишите в словарик слово вагон, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. - Прочитайте значение этого слова в толковом словаре. - Подберите к слову вагон однокоренные слова. - Назовите фразеологизм со словом вагон. Объясните его значение. (Вагон и маленькая тележка — очень много, более чел достаточно). Задание: Вместо звездочек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных. Мы живем в нашей */(любимой) стране России. Хороши наши */( бескрайние) поля, */(густые) леса, */(глубокие )реки. Мы бережем */ (родную) природу. Проверка: - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.) |
- возможность научиться: работать со словарем (в т.ч. в электронном виде). - правильно определять падеж существительного в женском роде; |
регулятивные: |
6. Домашнее задание |
|||
Упр. 75 (с. 35). По желанию вы можете выполнить задание в рабочей тетради. на с.20 |
|
Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД) |
|
7. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Знаю – Хочу знать – Узнал. — Чему вы научились сегодня на уроке? — Какое задание было самым интересным? — За что вы можете похвалить себя? |
|
регулятивные: |