Название ТКУ: Для чего нужны числительные? Чекашкина Павлова
УМК: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Для чего нужны числительные?
Цель урока: создать условия для открытия новых знаний об имени числительном
Планируемые результаты:
Предметные:
- способствовать приобретению знания о числительных; - создать условия для развития умения определять имена числительные; - обеспечить условия для овладения учащимися различия порядковых и количественных числительных.
Личностные:
- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД); - создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования своего мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД); - обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД).
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Порядок на столе, порядок в голове. - Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь, в страну знаний. |
|
Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД) |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Начинам нашу работу со словарного диктанта. Пишем очень аккуратно и внимательно. Желтый, одиннадцать, миллион, двенадцать, столица, восемь, секунда, черный, шестнадцать, цифра, аккуратный. Теперь, ребята, достаньте свои карточки со словарными словами и проверьте, верно вы написали слова. Сколько у кого ошибок? |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Проблемная ситуация -Итак, ребята, я вам предлагаю внимательно посмотреть на данные слова и поделить их на группы. -Кто-то уже догадался на сколько групп можно разделить все слова(на группы частей речи: существительные, прилагательные, числительные) -Запишем в тетради, в 3 столбика слова. 3 столбик ( числительные). -Знакомы вы с этой частью речи?(да) -А как вы определили, что это числительные?(задавали вопрос сколько?) -Что обозначает имя числительное, ребята? - Совершенно верно, часть речи, обозначающая количество предметов. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (имя числительное) |
создать условия для развития умения определять имена числительные |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Ребята, давайте откроем учебники на стр. 3 и выполним упр.245 Нам нужно списать предложения и при это найти слова, которые называют количество. Так же подчеркнуть их. Слово тысяча является числительным? Докажите, почему вы считаете, что это числительное? либо почему это существительное? -Ребята слово тысяча может быть числительным, (так как мы можем задать вопрос (сколько?) тысяча, (что?) тысяча ) но с категорией признака существительного. То есть имеет род, число, склонение. В учебники, зачитаем итог рассуждений. Упр. 246 выполняем по учебнику. Ребята, почему Тройка, Третий не являются числительными? Тройка- это сущ., 1 скл, ж.р. Третий ,ребята, хоть и отвечает на вопрос какой, но есть такие числительные, которые обозначают порядок при счете! И как вы думаете, как они называются? (порядковые числительные) |
создать условия для развития умения определять имена числительные |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение Упр. 248 выполняем по учебнику. Списать предложения, обозначить пропущенные орфограммы, найти и подчеркнуть числительные.
Историческая справка! Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. Как вы думаете легче давать имена по святцам или по порядку рождения? Ребята, на Руси была большая рождаемость и для облегченного запоминания родители так нарекали своих детей и тем самым знали кто за кем идет. |
Умение выделять имена числительные |
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Домашнее задание Упр. 249 стр.5, выполнить в тетради |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рефлексивные вопросы - Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом. Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников. Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку. -Для чего нужны числительные? -Какие бывают числительные? -На какие вопросы отвечают имена числительные? -Чем отличаются количественные числительные от порядковых? |
обеспечить условия для овладения учащимися различия порядковых и количественных числительных |
регулятивные: |