Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Для чего нужны числительные? Чекашкина Павлова

УМК: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Для чего нужны числительные?

Цель урока: создать условия для открытия новых знаний об имени числительном

Планируемые результаты:

Предметные:

- способствовать приобретению знания о числительных; - создать условия для развития умения определять имена числительные; - обеспечить условия для овладения учащимися различия порядковых и количественных числительных.

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД); - создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования своего мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД); - обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь, в страну знаний.

 

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные  УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Начинам нашу работу со словарного диктанта.

Пишем очень аккуратно и внимательно. Желтый, одиннадцать, миллион, двенадцать, столица, восемь, секунда, черный, шестнадцать, цифра, аккуратный.

Теперь, ребята, достаньте свои карточки со словарными словами и проверьте, верно вы написали слова. Сколько  у кого ошибок?


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– формулирование учебной задачи;
познавательные:
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Проблемная ситуация

-Итак, ребята, я вам предлагаю внимательно посмотреть на данные слова и поделить их на группы.  -Кто-то уже догадался на сколько групп можно разделить все слова(на группы частей речи: существительные, прилагательные, числительные)

-Запишем в тетради, в 3 столбика слова.

3 столбик ( числительные).

-Знакомы вы с этой частью речи?(да)

-А как вы определили, что это числительные?(задавали вопрос сколько?)

-Что обозначает имя числительное, ребята?

- Совершенно верно, часть речи, обозначающая количество предметов.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (имя числительное)


создать условия для развития умения определять имена числительные

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из выступлений;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–участие в диалоге, слушание и понимание других, участие в работе группы;
–участие в коллективном обсуждении;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Ребята, давайте откроем учебники на стр. 3 и выполним упр.245

Нам нужно списать предложения и при это найти слова, которые называют количество. Так же подчеркнуть их.

Слово тысяча является числительным?

Докажите, почему вы считаете, что это числительное? либо почему это существительное?

-Ребята слово тысяча может быть числительным, (так как мы можем задать вопрос (сколько?) тысяча, (что?) тысяча ) но с категорией признака существительного. То есть имеет род, число, склонение.

В учебники, зачитаем итог рассуждений.

Упр. 246 выполняем по учебнику.

Ребята, почему Тройка, Третий не являются числительными?

Тройка- это сущ., 1 скл, ж.р.

Третий ,ребята, хоть и отвечает на вопрос какой, но есть такие числительные, которые обозначают порядок при счете!

И как вы думаете, как они называются? (порядковые числительные)


создать условия для развития умения определять имена числительные

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

Упр. 248 выполняем по учебнику.

Списать предложения, обозначить пропущенные орфограммы, найти и подчеркнуть числительные.

 

Историческая справка! Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.

Как вы думаете легче давать имена по святцам или по порядку рождения?

Ребята, на Руси была большая рождаемость и для облегченного запоминания родители так нарекали своих детей и тем самым знали кто за кем идет.


Умение выделять имена числительные

 

регулятивные:
–высказывание своего предположения;
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной или письменной форме;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Домашнее задание Упр. 249 стр.5, выполнить в тетради

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

- Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над  данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

-Для чего нужны числительные?

-Какие бывают числительные?

-На какие вопросы отвечают имена числительные?

-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?


обеспечить условия для овладения учащимися различия порядковых и количественных числительных

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– умение задавать вопросы;
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.