Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: «Винительный падеж имен существительных»

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Винительный падеж имен существительных»

Цель урока: познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать особенности винительного падежа; уметь определять падеж по вопросу и предлогу, уметь определять падеж и склонение имен существительных.

Личностные:

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.Освоение личностного смысла учения, желания учиться

Метапредметные:

Познавательные: работа с учебником; анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулирования вывода; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, синтез. Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Правильно формулировать учебную задачу. Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Контроль, коррекция, саморегуляция. Выполнение учебного задания: разработка и составление алгоритма. Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, умение работать в парах, группах; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка; формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте мы с вами настроимся на работу. Проверьте, все ли готово к уроку? Тогда мы начинаем. (Встают, чтобы поприветствовать учителя)

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

На доске написана пословица: Где хотенье, там и уменье.

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Если захотеть, то можно научиться)

- Согласны ли вы с этим утверждением? А хотите ли вы сегодня научиться новому? (Согласны. Да, хотим.)

 

-Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка в каждом случае.

 Дорожка домой

 Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

 К. Рейс

(Читают стих, определяют падеж.)

 

-Прочитайте словосочетания со словом дорожка и определите падеж. ( Дорожка домой – и.п., дорожки знакомой – р.п. дорожку домой – в.п.)


 

регулятивные:

– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

познавательные:

– нахождение ответов на вопросы;

– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);

– осуществление анализа и синтеза;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждения

коммуникативные:

– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

– высказывание и обоснование своей точки зрения;

– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

 Ребята, обратите внимание, когда мы выполняли задание, какой падеж было трудно определить и почему? ( Винительный, потому что мы его еще не изучали.)

– Как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (винительный падеж)

 

–Да, ребята, правильно тема нашего урока звучит так: «Винительный падеж»

- Кто из вас может сказать, на какие вопросы отвечает винительный падеж? ( Затрудняются ответить)

Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Познакомимся с особенностями винительного падежа)


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Ассоциативная цепочка

Ребята, для начала давайте  прочитаем  внимательно правило в учебнике на стр. 47

Итак, на какие вопросы отвечает винительный падеж? (Кого? Что?)

С какими предлогами употребляется?

(под, через, за, на, в.)

Теперь давайте откроем учебник на стр. 48 и выполним упр. 86.Запишите число, классная работа в тетради. Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных .

-Как вы определили? (по вопросу)

-К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — что? С какими предлогами употребляются такие существительные?

Запишите эти словосочетания в тетрадь (один ученик у доски), подчеркните предлоги, укажите падеж.


 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации;
–использование извлеченной информации;
–сопоставление информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с учебником

- Выполним следующее упражнение 87. Прочитайте текст.

- Устно определим падеж слова море в каждом предложении.

- Как определить верно падеж им.сущ? (Нужно задать вопрос)

- Какой вопрос мы зададим к слову море в первом предложении? (Что?) А во втором? (Что?)

- имена существительные в каком падеже отвечают тоже на вопрос что? (И.п)

- А как же нам не перепутать где винительный, а где именительный падеж?  (В предложении нужно найти грамматическую основу и если слово, которое отвечает на вопрос что является подлежащим, то это именительный падеж. А если слово является второстепенным членом предложения, то это В.п. )

Запишем только те предложения, в котором слово море употреблено в винительном падеже.

- Какие это предложения? (Старик смотрел на море. Вдали мы увидели море. Уплыла рыбка в море.) Подчеркните главные члены предложения.

-Чем является в предложении слово море? (второстепенным членом)

- Прочитайте сведения о языке на с. 49.

— Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос «что?», стоят в форме именительного падежа?

(подлежащим)

 — Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос «что?» и стоят в форме винительного падежа?

(второстепенным членом)


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза языковых явлений и понятий;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дидактическая игра

Упр. 88

 — Прочитайте стихотворение.

 — Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

 — Обсудите в парах  и выполните задание. (Проверка.)

Упр. 89. Ребята, прочитайте задание к следующему упражнению. Прочитаем скороговорки. Что такое скороговорки?

-Как определим падеж выделенных слов? (нужно задать вопрос от главного слова)

- а сейчас выберете одну из скороговорок, постарайтесь ее запомнить в течении нескольких минут и запишите по памяти.

Выпишите из скороговорки, которую вы записали словосочетания. Укажите падеж имен существительных.


 

 

регулятивные:
–понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
–понимать и толковать условные знаки и символы;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
–признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

5. Домашнее задание

 Упражнение 93.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

-Итак, ребята, так с каким же правилом мы сегодня с вами познакомились? ( Повторяют правило)

-Чему мы с вами научились? (Определять винительный падеж)



регулятивные:
– высказывание своего предположения;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной или письменной форме;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.