Название ТКУ: «Винительный падеж имен существительных»
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: «Винительный падеж имен существительных»
Цель урока: познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу, тренировать умения определять падеж и склонение имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать особенности винительного падежа; уметь определять падеж по вопросу и предлогу, уметь определять падеж и склонение имен существительных.
Личностные:
Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.Освоение личностного смысла учения, желания учиться
Метапредметные:
Познавательные: работа с учебником; анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулирования вывода; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, синтез. Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Правильно формулировать учебную задачу. Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Контроль, коррекция, саморегуляция. Выполнение учебного задания: разработка и составление алгоритма. Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, умение работать в парах, группах; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка; формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте мы с вами настроимся на работу. Проверьте, все ли готово к уроку? Тогда мы начинаем. (Встают, чтобы поприветствовать учителя) |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа На доске написана пословица: Где хотенье, там и уменье. - Как вы понимаете смысл пословицы? (Если захотеть, то можно научиться) - Согласны ли вы с этим утверждением? А хотите ли вы сегодня научиться новому? (Согласны. Да, хотим.)
-Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка в каждом случае. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! И если б зашёл я Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. К. Рейс (Читают стих, определяют падеж.)
-Прочитайте словосочетания со словом дорожка и определите падеж. ( Дорожка домой – и.п., дорожки знакомой – р.п. дорожку домой – в.п.) |
|
регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Ребята, обратите внимание, когда мы выполняли задание, какой падеж было трудно определить и почему? ( Винительный, потому что мы его еще не изучали.) – Как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (винительный падеж)
–Да, ребята, правильно тема нашего урока звучит так: «Винительный падеж» - Кто из вас может сказать, на какие вопросы отвечает винительный падеж? ( Затрудняются ответить) Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Познакомимся с особенностями винительного падежа) |
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Ассоциативная цепочка Ребята, для начала давайте прочитаем внимательно правило в учебнике на стр. 47 Итак, на какие вопросы отвечает винительный падеж? (Кого? Что?) С какими предлогами употребляется? (под, через, за, на, в.) Теперь давайте откроем учебник на стр. 48 и выполним упр. 86.Запишите число, классная работа в тетради. Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных . -Как вы определили? (по вопросу) -К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — что? С какими предлогами употребляются такие существительные? Запишите эти словосочетания в тетрадь (один ученик у доски), подчеркните предлоги, укажите падеж. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с учебником - Выполним следующее упражнение 87. Прочитайте текст. - Устно определим падеж слова море в каждом предложении. - Как определить верно падеж им.сущ? (Нужно задать вопрос) - Какой вопрос мы зададим к слову море в первом предложении? (Что?) А во втором? (Что?) - имена существительные в каком падеже отвечают тоже на вопрос что? (И.п) - А как же нам не перепутать где винительный, а где именительный падеж? (В предложении нужно найти грамматическую основу и если слово, которое отвечает на вопрос что является подлежащим, то это именительный падеж. А если слово является второстепенным членом предложения, то это В.п. ) Запишем только те предложения, в котором слово море употреблено в винительном падеже. - Какие это предложения? (Старик смотрел на море. Вдали мы увидели море. Уплыла рыбка в море.) Подчеркните главные члены предложения. -Чем является в предложении слово море? (второстепенным членом) - Прочитайте сведения о языке на с. 49. — Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос «что?», стоят в форме именительного падежа? (подлежащим) — Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос «что?» и стоят в форме винительного падежа? (второстепенным членом) |
|
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Дидактическая игра Упр. 88 — Прочитайте стихотворение. — Объясните значение выделенных слов в каждом предложении. — Обсудите в парах и выполните задание. (Проверка.) Упр. 89. Ребята, прочитайте задание к следующему упражнению. Прочитаем скороговорки. Что такое скороговорки? -Как определим падеж выделенных слов? (нужно задать вопрос от главного слова) - а сейчас выберете одну из скороговорок, постарайтесь ее запомнить в течении нескольких минут и запишите по памяти. Выпишите из скороговорки, которую вы записали словосочетания. Укажите падеж имен существительных. |
|
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Упражнение 93. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение -Итак, ребята, так с каким же правилом мы сегодня с вами познакомились? ( Повторяют правило) -Чему мы с вами научились? (Определять винительный падеж) |
|
регулятивные: |