Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Н. Носов_Живая шляпа_

УМК: "Школа России"

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Н. Н. Носов "Живая шляпа".

Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Планируемые результаты:

Предметные:

ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Личностные:

умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Метапредметные:

регулятивные: – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – оценка успешности своего задания, признание ошибки; познавательные: – поиск и выделение информации; – установление причинно-следственных связей; – доказательство; познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – нахождение ответов на вопросы; – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – развитие умения слушать и понимать других. – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- По какому разделу мы работаем? (мы работаем по разделу «Писатели - детям»).

- Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто  «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»  .

- Все ли произведения мы читали? (нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа»).

- Значит какая тема нашего урока? (Тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа» ).


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Прежде чем мы приступим к изучению самого рассказа, сначала мы узнаем немного о самом авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт.  С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

- Какие рассказы Н. Н. Носова вы уже читали?            

- Прочитайте название рассказа.

- Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? (Ответы детей).

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?  (Ответы детей).

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.


 Изучение биографии Н. Н. Носова.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

(Чтение текста учителем).

- Понравился рассказ?

- Что особенно понравилось?

(Чтение рассказа детьми).


 осознанное восприятие литературного произведения;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Как звали кота? (Васька).

- Где сидел Васька? (На полу возле комода).

- Что Васька делал в начале рассказа? (Васька сидел на полу возле комода и ловил мух).

- Как звали мальчиков, героев рассказа? (Вовка и Вадик).

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (Кочергу и лыжную палку).

- Что происходило со шляпой? (Она двигалась).

- Что предложил сделать Вадик? (Стучать по полу кочергой, чтобы спугнуть шляпу).

- Что предложил Володя? (кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик).

- Кого увидели  мальчики? (Кота Ваську).

- Каким стало настроение ребят? (Ребята обрадовались).

- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа? (Ответы детей).


 умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки, 
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!


 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

- К рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58


 Умение находить фрагмент рассказа по картинкам.

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Соотнесение идеи произведения с пословицами

- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.- Какая главная мысль рассказа? (ответы детей).


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Самостоятельная работа

- Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.

- Как написали слово «Васька»?  Почему?


 осознанное восприятие литературного произведения

 Умение оформлять свою мысль в письменной речи.

5. Домашнее задание

 Чтение рассказа "Живая шляпа" на пересказ.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась живой?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Оцените свою работу. Если у вас все получилось, вы выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным, то вы выбираете котенка с книгой.


умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.