Название ТКУ: Литературное чтение_Крылов_Лебедь, щука и рак"
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: И. А. Крылов " Лебедь, щука и рак"
Цель урока: Познакомиться с басней И. А. Крылова "Лебедь, щука и рак".
Планируемые результаты:
Предметные:
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с толковым словарем. - Умение работать с пословицами; - Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике - Научится отличать басню от стихотворения; - Познакомиться с басней И. А. Крылова; - Видеть структуру басни;
Личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
|
|
||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе. - Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой. Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. - Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). - Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.) - Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод) - Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.
- Какое слово получилось? (басня). - Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.) - Что такое басня? Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. |
- Научится отличать басню от стихотворения; |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения. - Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.
П Р Ф С Ч
Ё Ю Я Е И
Ё Е Ю О Я
Ш В Ж Ц - Какое слово получилось? (Крылов) - Оцените свою работу в паре. - А теперь отгадайте как его зовут? ИВАН АНДРЕЕВИЧ - В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. _ Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен. - Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево. АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука) - Эта басня была написана в 1814 году. 202 года назад. - А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни. - Понравилась вам басня? - Что заставило вас улыбнуться? - Что делают герои? (Пытаются сдвинуть телегу). - Получается или нет? (Нет). Дидактические материалы: И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука" |
Умение формулировать ответы на вопросы; - Познакомиться с басней И. А. Крылова; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа Дело на лад – налаживается. Воз- деревянная повозка для лошадей. Поклажа- багаж. Впряглись- вместо лошадей. Из кожи вон- очень стараются. И ныне там- на том же месте. - Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням? (Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.). - Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации. |
- Умение работать с толковым словарем. |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка Поднимает руки класс-это раз, |
|
|
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа
(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая). Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.) - Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.) - Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.) - Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.) - Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.) - Как вы думаете для чего и зачем И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.) - Приведите примеры пословиц о дружбе? - Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось. - В чем смысл этой пословицы? (Ответы детей). - Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно, без ошибок. (Отметить лучшее чтение ). -Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок? (Ответы детей). |
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с пословицами; -Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике.
|
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить). |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - С каким писателем сегодня познакомились? (И. А. Крылов). -С каким жанром литературы познакомились?(Басня). -Что такое басня? -Как называется нравоучение в басни? (Мораль). - Что такое мораль басни? - С какой целью пишут басни? - Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым жанром в литературе). - Достигли мы этой цели? |
- видеть структуру басни; |
регулятивные: |