Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Крылов_Лебедь, щука и рак"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: И. А. Крылов " Лебедь, щука и рак"

Цель урока: Познакомиться с басней И. А. Крылова "Лебедь, щука и рак".

Планируемые результаты:

Предметные:

- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок; - умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения; - Умение работать с толковым словарем. - Умение работать с пословицами; - Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике - Научится отличать басню от стихотворения; - Познакомиться с басней И. А. Крылова; - Видеть структуру басни;

Личностные:

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. регулятивные: - обеспечение учащимся их учебной деятельности – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) – учиться высказывать своё предположение (версию); – контроль и объективная оценка своих действий. – работа по плану; – умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников. – проговаривание последовательности действий на уроке; – высказывание своего предположения (версии) и её проверка; Позновательные – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

- Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

- Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.)

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод)

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове «рыбка» Б

  • Третья буква в слове «старик» А

  • Первая буква в слове «старуха» С

  • Первая буква в слове «невод» Н

  • Седьмая буква в слове «золотая» Я

- Какое слово получилось? (басня).

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)

- Что такое басня?

Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.



 - Научится отличать басню от стихотворения;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения.

- Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

  • Зачеркните все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

  • Зачеркните все глухие согласные.

П Р Ф С Ч

  • Зачеркните все гласные, указывающие мягкость согласных.

Ё Ю Я Е И

  • Зачеркните все согласные, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки. Л Ч Щ Й

  • Зачеркните все гласные, которые могут обозначать два звука.

Ё Е Ю О Я

  • Зачеркните согласные, которые всегда при произношении обозначают твердые согласные.

Ш В Ж Ц

- Какое слово получилось? (Крылов)

- Оцените свою работу в паре.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАН АНДРЕЕВИЧ


- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

_ Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

- Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)

- Эта басня была написана в 1814 году. 202 года назад.

- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.

- Понравилась вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Что делают герои? (Пытаются сдвинуть телегу).

- Получается или нет? (Нет).


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

 Умение формулировать ответы на вопросы;

- Познакомиться с басней И. А. Крылова;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Дело на лад – налаживается.

Воз- деревянная повозка для лошадей.

Поклажа- багаж.

Впряглись- вместо лошадей.

Из кожи вон- очень стараются.

И ныне там- на том же месте.

- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням?

(Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.).

- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации.


- Умение работать с толковым словарем.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.


 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

  • Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая).

Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)

- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)

- Как вы думаете для чего и зачем

И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.)

- Приведите примеры пословиц о дружбе?

- Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось.

- В чем смысл этой пословицы? (Ответы детей).

- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно,  без ошибок.  (Отметить лучшее чтение ).

 -Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок? (Ответы детей).



 

-  умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

- Умение работать с пословицами;

-Читать и слушать,

извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике.

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- С каким писателем  сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

-С каким жанром литературы познакомились?(Басня).

-Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни? (Мораль).       

- Что такое мораль басни?                                          

- С какой целью пишут басни?    

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым жанром в литературе).

- Достигли мы этой цели?                      


 - видеть структуру басни;

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.