Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: «Таблица единиц площади. Ар. Гектар.»

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: «Таблица единиц площади. Ар. Гектар.»

Цель урока: знакомство с новыми единицами измерения площади и их практической значимостью.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь находить площади фигуры; - Уметь заменять крупные единицы маленькими и маленькие - крупными; - Знать учащимся новые единицы площади – ар и гектар и уметь их использовать для измерения площади; - Знать учащимся отношения единиц к уже известным; - Уметь решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах; - Знать решение задач и примеров; - Уметь решать и составлять задачи на нахождение площади в арах и гектарах.

Личностные:

Метапредметные:

Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; – умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные: – прогнозирования способов действия; – планировать последовательность операций при выполнении заданий; – прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения; – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – сравнивать объекты по различным признакам; – находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

- Давайте вместе прочитаем стихотворение – правила поведения на уроке:  

Громко прозвенел звонок.

     Начинается урок.

     Наши ушки – на макушке,

     Глазки широко открыты.

     Слушаем, запоминаем,

     Ни минуты не теряем.

- Объясните, для чего нужно выполнять эти правила. (Чтобы хорошо учиться)

 

 коммуникативные:

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- На слайде вы видите различные фигуры. Посмотрите внимательно и найдите фигуры одинаковой площади.

(S3=S4=12 кв.см.)

 

- Начертите у себя в тетрадях прямоугольник с такой же площадью. Почему вы решили, что это кв.см? (Фигура состоит из квадратов, сторона которых равна 1 см)

- Ребята, а какие единицы измерения площади вам ещё известны? (кв. мм, кв.м ,кв.км)

- Кто их использует и где, приведите примеры?

-Вы видите неравенства, вам необходимо определить, какой знак в них пропущен, и доказать правильный ответ.

(1 м2>100 см2, 15 км2=15000000 м2, 11мм2<10 см2, 110 мм2>1см2, 123 дм=12 м 3дм)  (У доски по очереди)

-Сколько в кв.см кв.мм?кв.км кв.м?( 1кв.см=100 кв.мм, 1 кв.км=1000000 кв.м- единицы площади)


Уметь находить площади фигуры

 

 

 

 

 


 Уметь заменять крупные единицы маленькими и маленькие - крупными

познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Аналогия

-Рассмотрите запись на доске:

500кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 7 га

-Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.

(Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

-Почему вы не справились? В чём трудность?

(Мы не знаем, что такое а, га)

-Так какой возникает вопрос?

(Что такое а, га?)

-А вы можете предположить, чем они являются?

(Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)

-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает?

(Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)

-Итак, какая же тема урока?

(Новые единицы площади)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами площади - ар и гектар.


 

 

 

Знать учащимся новые единицы площади – ар и гектар и уметь их использовать для измерения площади.

 

регулятивные:
–прогнозирования способов действия;
познавательные:
–самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Для чего нужны данные единицы измерения площади? (Для измерения больших участков: леса, поля, новостройки и т.д)

- Как вы думаете, с помощью каких единиц можно измерить площадь земельного участка?

- Все эти единицы измерения созданы человеком, поэтому их основное свойство - практическое удобство. В странах, где хорошо развито сельское хозяйство, основная единица площади почти всегда была равна дневной выработке при пахоте. История показывает, что эти единицы время от времени меняются. На Руси существовали такие единицы площади, как

обжа, соха - площади, вспахиваемые 3 пахарями на 3 лошадях за световой день. Соха приравнивалась к 3 обжам. Но основной единицей была десятина, размеры которой точно не установлены (около 10925 м ).

В XX веке, когда техника стала совершеннее, то и все единицы

площади уступили место более крупной - гектару (10000кв. м ). Итак, в настоящее время употребляются такие единицы измерения площади, как ар и гектар. Ар используется для измерения площади небольших земельных участков (сотка). Ар - квадрат со стороной 10 м, записывают 1 а, 58 а, так 1 а = 100 м2. Гектар - квадрат со стороной 100 м, записывают 1 га, 35 га, 76 га, так

1 га = 100 а

1 га = 10000 м2

(соотношения величин дети записывают в тетради)

 

-С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились? (ар, гектар)

- Что мы можем измерить этими единицами площади? ( площадь земельных участков, леса, поля)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Знать учащимся  отношения единиц к уже известным

 

познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

- (Задача на слайде) Площадь участка прямоугольной формы равна 6 соток. Узнай  длину этого участка, если его ширина равна 20 м, 12м.

- Что нам известно в задаче? (площадь участка – 6 соток и ширина – 20 м, 12м)

- Что такое сотка? (это ар,т.е участок 10*10=100 кв.м)

- Сколько кв.м в 6 сотках? (600 кв.м)

- Вспомните как мы находим площадь прямоугольника. (длину умножаем на ширину)

- Как найти длину участка? (нужно площадь разделить на ширину).

- Решите задачу самостоятельно в тетради, а один ученик у доски.

(Ученики решают задачу самостоятельно в тетради, один ученик у доски, после сверяют решение с доской :

1) 6 ар= 600 кв.м

2) 600:20 =30 (м)-длина участка с шириной в 20 м

3) 600:12= 50 (м) –длина участка с шириной в 12 м.)

 


Уметь решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах.

Знать  решение задач и примеров.

регулятивные:
–планировать последовательность операций при выполнении заданий;
познавательные:
–анализировать объекты окружающего мира;
–сравнивать объекты по различным признакам;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

- Мы с вами сейчас решим такую задачу: (на слайде)

Вчера после уроков в классах нашей школы были оставлены листки чистой бумаги общей массой 1 кг. Если учащиеся будут столько же бумаги оставлять каждый день, то сколько бумаги пропадёт напрасно в школе за 170 учебных дней в году, а в 10

школах района?

- О чем говорится в задаче?( О бумаге, которая пропадает напрасно.)

- Что нам известно в задаче? Оставлены листки бумаги общей массой 1 кг)

- Что нужно найти? (Сколько бумаги пропадет за 170 учебных дней в году  в 10 школах района)

- Составим к задаче таблицу:

1 день

1 школа

 1 кг

170 дней

10 школ

? кг

 

- Запишите решение и ответ в тетрадь самостоятельно. (дети записывают

1x170x10=1700(кг) )

- Сравните свое решение с решением, который показан на слайде. (1*170*10=1700(кг))

-Сколько тонн в 1700 кг? ( 1т 700 кг)

-Молодцы ребята, вы справились с задачей.

 - Ребята, готовясь к уроку, я прочитала в энциклопедии что, для получения 1т бумаги вырубается примерно 900кв.м. леса? Сколько это соток, сколько ар? (9 соток, 9 ар)

Если каждый ученик в России сэкономит в год одну тетрадь, это позволит сохранить от вырубки 13000 га леса. Сколько это  ар, кв.м? запишите в тетради . (13000га =1300000 ар, 13000 га = 130000000 кв.м) (решение появляется на слайде)

 


Уметь решать задачи и примеры.

познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные.

 

5. Домашнее задание

 

- На уроке мы вместе решили 3 задачи. А сейчас на листочках сами составьте задачу с новыми единицами измерения площади. Не забудьте о вопросе.

- Поменяйтесь листочками с соседом. Это ваше домашнее задание. Если увидите ошибку в условии задачи, внесите изменения и затем решите задачу в тетради.

 Уметь решать и составлять  задачи на нахождение площади в арах и гектарах.

 коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах;

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Итак, ребята, подведем итог урока.

- С какими единицами измерения площади вы познакомились сегодня на уроке? ( ар, гектар)

- Сколько ар в одном гектаре? ( 1 га=100 а)

-Сколько кв.м в одном гектаре? ( 1 га=10000 кв.м)

- Сколько кв.м в одном ар? ( 1 ар=100 кв.м)

- Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? (да)

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Я

ЗНАЮ

ЗАПОМНИЛ

СМОГ


Учащиеся рассказывают о своих достижениях и отмечают трудности, возникавшие в ходе работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание .


  

Знать учащимся  отношения единиц к уже известным


 регулятивные:
–прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.