Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок» 3 класс

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель урока: формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь прогнозировать содержание произведения, определять жанр произведения, уметь понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, уметь работать в группе.

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, формировать способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. Коммуникативные - слушать и понимать речь других, вступать в речевое обращение, строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказывать.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

- Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются  с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.)

- А для чего вам нужны эти знания? (Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.)

 

 регулятивные:

- формирование способности к организации своей деятельности.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Назовите автора, чьи произведения мы читаем сейчас на уроках чтения. (Л.Н.Толстой)

- Выберите портрет Л.Н.Толстого

(предлагается несколько портретов писателей и поэтов)

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

(краткая биография)

- Найдите лишнее произведение

На доске: 1. «Акула»

  1. «Какая бывает роса на траве»
  2. «Филипок»
  3. «Ворона и лисица»
  4. «Лев и собачка»

Объясните свой выбор. («Ворона и лисица». Произведение написал другой автор (И.А.Крылов))

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок».

На доске: Портрет Л.Н.Толстого и запись

Лев Николаевич Толстой «Прыжок»

Литературный жанр: .......

 - Определим, к какому литературному жанру относится это произведение и попробуем понять, как характер человека влияет на его поступки.


Дидактические материалы:

Портрет на выбор

Л. Н. Толстой "Прыжок"

 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

- Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения.

С 1 по 5 абзац — читают ученики.

Далее учитель: «Вдруг в народе...» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта»)


Дидактические материалы:

И. O. Дунаевский - Увертюра из фильма Дети капитана Гранта

Л. Н. Толстой "Прыжок"

 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Понравилось ли прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? Почему? (Рассказ. Потому что произведение небольшое по объёму и автор рассказывает об одной ситуации.)

Учитель рассказывает о паруснике:

- Рассмотрите парусник на иллюстрации. Раньше на таком корабле плавали в дальние морские путешествия. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома.


Дидактические материалы:

Изображение парусника

 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- На доске выписаны слова, значение которых надо объяснить.

Ещё больше расходилась (расшаталась)

Разобрал задор, раззадорился (возбуждённое состояние)

Было аршина два (мера длины. Это примерно полтора метра)


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

- Назовите героев рассказа. (Мальчик, капитан - отец мальчика, обезьяна, матросы.)

- Почему мальчик залез на мачту корабля?

- Перечитайте начало рассказа до стр. 157 про себя, чтобы ответить на вопрос: случайно ли это произошло, или здесь сыграли роль какие-то черты характера мальчика? Предлагаю выбрать и доказать текстом.

- Обратите внимание, что делал мальчик в ответ на действия обезьяны, матросов.

При проверке: учитель начинает — читает о том, что делала обезьяна; ученики продолжают — как реагировал мальчик.

- На доске записаны качества характера. Выберете те, кторые соответствуют поступкам мальчика.

На доске: геройство, обидчивость, смелость, самолюбие, хвастовство, самоуверенность, желание испытать себя.

- Какой сделаем вывод? (Мальчик попал в беду из-за своего характера.)

- Кто спас мальчика? Прочитайте.

- Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение? (Отвага, решительность.)

- Почему капитан заплакал? (Когда мальчик задышал, отец заплакал от счастья, что сын остался жив.)

- Обратите внимание, как решительный характер отца помог ему в трудную минуту.

- В каком рассказе Толстого была похожая история? («Акула»)


 

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана произведения

- Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа.

- Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть.

О чем в ней рассказывается?

- Как назовем I часть?

(И так далее, по каждой части)

На доске: План

1. Шалунья — обезьяна

2. Опасная погоня.

3. Спасение мальчика.

- Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течении рассказа и в соответствии с этим выберем нужную интонацию для чтения той или иной части, соединив их стрелками.

 На доске:

        I часть                    II часть                        III часть

   

    ИСПУГ             ВЕСЕЛЬЕ              ГОРЕ                   СТРАХ


 

 

регулятивные:
– контроль и объективная оценка своих действий.
– работа по плану;
познавательные:
– умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

- А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план.

(Работа на карточках)

- Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе.


Дидактические материалы:

Карточка: Правильный порядок

 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Взаимопроверка

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

- Найдите в тексте отрывки с этими цитатами, прочитайте.
- Исправьте, если есть ошибки.

- Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо».


 

Регулятивные: - обучение способам самопроверки, взаимопроверки; - умение критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту; Коммуникативные: - умение работать в группе, паре.

5. Домашнее задание

 - Дома подготовьте пересказ по составленному плану.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок».

- Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?


 

 

регулятивные:
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Соотнесение идеи произведения с пословицами

- Сейчас будете работать группами.

- Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу.

- Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу?


Дидактические материалы:

Карточка: соотнесение пословиц


личностные: – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.