Название ТКУ: Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок» 3 класс
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цель урока: формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь прогнозировать содержание произведения, определять жанр произведения, уметь понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, уметь работать в группе.
Личностные:
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, формировать способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. Коммуникативные - слушать и понимать речь других, вступать в речевое обращение, строить монологическое высказывание, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказывать.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Ровно встали, Тихо сели, На меня все посмотрели. На уроке не зевать, А работать и читать. - Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.) - А для чего вам нужны эти знания? (Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.) |
|
регулятивные: - формирование способности к организации своей деятельности. |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Назовите автора, чьи произведения мы читаем сейчас на уроках чтения. (Л.Н.Толстой) - Выберите портрет Л.Н.Толстого (предлагается несколько портретов писателей и поэтов) - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? (краткая биография) - Найдите лишнее произведение На доске: 1. «Акула»
Объясните свой выбор. («Ворона и лисица». Произведение написал другой автор (И.А.Крылов)) - Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок». На доске: Портрет Л.Н.Толстого и запись Лев Николаевич Толстой «Прыжок» Литературный жанр: ....... - Определим, к какому литературному жанру относится это произведение и попробуем понять, как характер человека влияет на его поступки. Дидактические материалы: Портрет на выбор Л. Н. Толстой "Прыжок" |
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение - Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения. С 1 по 5 абзац — читают ученики. Далее учитель: «Вдруг в народе...» и до конца (одновременно звучит музыкальный отрывок из кинофильма «Дети капитана Гранта») Дидактические материалы: И. O. Дунаевский - Увертюра из фильма Дети капитана Гранта Л. Н. Толстой "Прыжок" |
|
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Понравилось ли прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? Почему? (Рассказ. Потому что произведение небольшое по объёму и автор рассказывает об одной ситуации.) Учитель рассказывает о паруснике: - Рассмотрите парусник на иллюстрации. Раньше на таком корабле плавали в дальние морские путешествия. Палубу такого корабля делали из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. Дидактические материалы: Изображение парусника |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - На доске выписаны слова, значение которых надо объяснить. Ещё больше расходилась (расшаталась) Разобрал задор, раззадорился (возбуждённое состояние) Было аршина два (мера длины. Это примерно полтора метра) |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение - Назовите героев рассказа. (Мальчик, капитан - отец мальчика, обезьяна, матросы.) - Почему мальчик залез на мачту корабля? - Перечитайте начало рассказа до стр. 157 про себя, чтобы ответить на вопрос: случайно ли это произошло, или здесь сыграли роль какие-то черты характера мальчика? Предлагаю выбрать и доказать текстом. - Обратите внимание, что делал мальчик в ответ на действия обезьяны, матросов. При проверке: учитель начинает — читает о том, что делала обезьяна; ученики продолжают — как реагировал мальчик. - На доске записаны качества характера. Выберете те, кторые соответствуют поступкам мальчика. На доске: геройство, обидчивость, смелость, самолюбие, хвастовство, самоуверенность, желание испытать себя. - Какой сделаем вывод? (Мальчик попал в беду из-за своего характера.) - Кто спас мальчика? Прочитайте. - Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение? (Отвага, решительность.) - Почему капитан заплакал? (Когда мальчик задышал, отец заплакал от счастья, что сын остался жив.) - Обратите внимание, как решительный характер отца помог ему в трудную минуту. - В каком рассказе Толстого была похожая история? («Акула») |
|
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Составление плана произведения - Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа. - Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть. О чем в ней рассказывается? - Как назовем I часть? (И так далее, по каждой части) На доске: План 1. Шалунья — обезьяна 2. Опасная погоня. 3. Спасение мальчика. - Ребята, а теперь давайте определим, как менялось настроение героев в течении рассказа и в соответствии с этим выберем нужную интонацию для чтения той или иной части, соединив их стрелками. На доске: I часть II часть III часть
ИСПУГ ВЕСЕЛЬЕ ГОРЕ СТРАХ |
|
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа - А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план. (Работа на карточках) - Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе. Дидактические материалы: Карточка: Правильный порядок |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Взаимопроверка - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. - Найдите в тексте отрывки с этими цитатами, прочитайте. - Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо». |
|
Регулятивные: - обучение способам самопроверки, взаимопроверки; - умение критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту; Коммуникативные: - умение работать в группе, паре. |
5. Домашнее задание |
|||
- Дома подготовьте пересказ по составленному плану. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок». - Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Соотнесение идеи произведения с пословицами - Сейчас будете работать группами. - Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу. - Какие из пословиц можно отнести к мальчику? К отцу? Дидактические материалы: Карточка: соотнесение пословиц |
|
личностные: – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. познавательные: – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |