Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение 3 класс И.А. Крылов "Ворона и лисица"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель урока: создание условий для полноценного восприятия произведений И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

Планируемые результаты:

Предметные:

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Личностные:

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Взглядом пожелаем друг другу удачи. Не забывайте, тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Мы продолжаем работать над баснями Ивана Андреевича Крылова.С какими баснями мы уже познакомились?

-Какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»?

 -Вспосним, что такое басня. Басня это-..(краткий иносказательный рассказ поучительного характера).

с какой целью писались басни?(высмеить пороки людей)В чем особенность басен И.А. Крылова? (главные герои звери).



коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Викторина

Сегодня к нам в гости пришла героиня ещё одной басни. Сейчас мы с вами послушаем, что она расскажет о себе и попробуем её узнать.

             - Живу я в лесу. Мой внешний вид необычайно красив: яркая пушистая шубка, длинный хвост, узкая мордочка, блестящие чёрные глазки. Ещё я необычайно умна и талантлива. Могу ввести в заблуждение кого угодно. В этом ине помогает мой острый ум. А мой необычайный нюх и чуткий слух позволяет выследить любую добычу. Без меня было бы скучно в лесу!

- О себе она рассказала. А теперь послушаем вторую героиню. Может вы и догадались, но послушаем.

             - Я тоже живу в лесу, летаю в гости к подругам в город. У меня яркое, блестящее, чёрное оперенье. Я далеко гляжу, всё вижу. От моего острого взгляда ничего не ускользает. А как я проворна!

Могу утащить кусочек  какого- то лакомства у любого перед носом. Мой громкий голос слышно издалека. Я – царица всех птиц!

-Как вы думаете, почему к нам пришли сегодня именно эти персонажи?


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Ворона и лисица"

 

  • размышлять о характере и поступках героя;

 

личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
–оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Так какая сегодня тема урока?

- Что может с ними произойти? Сейчас узнаем. Откройте учебник на странице 137.

Прослушивание аудиозаписи.


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Ворона и лисица"

 

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

 - Чтобы басню легко было читать, надо узнать значение старинных слов. 

 - А где можем узнать?

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.


 работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Толстые и тонкие вопросы

 разделимся на пары и ответим на вопросы письменно.

- Что Ворона нашла случайно?

 - Была ли Ворона голодна?

 - Что хотела сделать Ворона с сыром?

- Кто помешал ей?

 - Каким образом оказалась здесь Лисица?

 - Как вела себя Лисица, чтобы не спугнуть Ворону?

 - Что говорила Лисица Вороне?

 - Как отнеслась Ворона к словам Лисицы?


 доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
– умение задавать вопросы;
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Работа с книгой

  - Сейчас мы поработаем в группах.

2 группы. Читаем задание. 1 группа – зачитывают качества Вороны. 2 группа – зачитывает качества Лисицы.

Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Проверим по слайду.


 

  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме

.

5. Домашнее задание

 

- На уроке  активно работали ….

 - Я проверю ваши тесты и выставлю вам отметки.

 - Выучить любую из 3-х басен, нарисовать к ней иллюстрацию. Можно, если желаете, инсценировать с другом или соседом.

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Так кого Крылов осуждает?

 - Как вы считаете, в чём заключается смысл басни?

 - Какой вывод можно сделать из этой истории?

 - Кто догадается, что мы с вами вывели сейчас?

 - Найдите в тексте и прочитайте мораль.

 - Так какая была наша цель урока?  Достигли мы её?

 - Ещё раз , чему учит эта басня?

 - Полезным ли для вас оказался урок?

 - Чем? Что он вам дал?

 - В чём сила басни? 


определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.