Название ТКУ: К. Г. Паустовский «Подарок»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: Комбинированный урок
Тема: К. Г. Паустовский «Подарок»
Цель урока: формировать умение анализировать литературное произведение.
Планируемые результаты:
Предметные:
-ознакомление с рассказом К. Паустовского «Подарок»; -осознанное восприятие литературного произведения; -умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Личностные:
-умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; -ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
Метапредметные:
Регулятивные: - прогнозировать содержание произведения; - готовить творческий пересказ; Познавательные: - понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; - составлять план для краткого и полного пересказа; Коммуникативные: - уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая большая потребность – общение. Самое удивительное и необычное – природа. Самый большой дар – любовь Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке мы с вами поднялись на ступеньку выше. Успехов вам и удач! |
|
Личностные: -принятие своей роли ученика; -соблюдение определенных правил поведения |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются. 1. Прослушивание первой аудиозаписи 2. Прослушивание второй аудиозаписи -Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы») -Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский) Дидактические материалы: Аудиозаписи произдведений К. Г. Паустовского |
актуализация знаний о К. Г. Паустовском и его творчестве |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Объяснение - Я попросила Ваню подготовить небольшое сообщение о Паустовском, чтобы мы с вами еще раз вспомнили его биографию. - О чем писал Паустовский? (о природе) -Действительно, природа для него - это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней. Дидактические материалы: К. Г. Паустовский "Заячьи лапы" Материал к уроку К. Г. Паустовского |
актуализация знаний о К. Г. Паустовском и его творчестве |
Регулятивные: –последовательная реализация поставленной задачи; |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся. «Подарок». Дидактические материалы: Материал к уроку К. Г. Паустовского |
|
Регулятивные: – учиться высказывать своё предположение (версию); |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа Игра «Юный толкователь» - В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте. рогожа пурпур бересклет чваниться не столкуешься товарки язвительно лесничий Рогожа - грубая упаковочная ткань из мочальных лент. Бересклет – кустарниковое растение красного или розового цвета. Не столкуешься – трудно сговориться, прийти к соглашению Язвительно - злобно-насмешливый, стремящийся досадить Пурпур - темно- или ярко-красный цвет Чваниться - проявлять чванство, важничать, зазнаваться Товарки – подруги Лесничий - заведующий лесничеством, лесным хозяйством |
-развивать сознательность чтения; -обогощать словарный запас детей |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Изучающее чтение Первичное чтение. -Прочитайте название произведения. -Как вы думаете о чем, это произведение? -О каком подарке на ваш взгляд идет речь? Обоснуйте свое предположение. -Каково значение слова «подарок»? (эксперты зачитывают из словаря Ожегова - взять в библиотеке) Творческое задание - фантазирование. Не дочитав до конца, учитель задает вопросы. -Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой? Вопросы после чтения. - Какой подарок принес Ваня писателю? - Удалось сохранить память о лете всю зиму? |
-формировать представление об идее художественного произведения; -совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения. |
Познавательные: – осуществлять анализ и синтез; |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение -На сколько смысловых частей можно поделить текст? -О чем говорится в первой части? Чтение первой части. -Зачитайте, как люди относились к приближению осени? -Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста. -Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте. -Что сделали с березкой? Прижилась она дома? -О чем повествует вторая часть? -Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков? |
осознанное восприятие литературного произведения; |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Иллюстрирование словесное Чтение про себя второй части. -Каким увидели осенний сад? - Как вы расположите объекты на своем листе? -Какие цвета вы будете использовать? Какие из них будут преобладать? |
умение ориентироваться в рассказе и находить нужный фрагмент |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует? -Что происходит с березой в комнате? -Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков -Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение. - Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков? Выпишите предложения - доказательства о том, что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков? (дети ищут доказательства в тексте) а) березы в саду_____________________________________________________ б) береза в комнате__________________________________________________ Комнатная теплота не спасла березу, и последняя память о лете исчезла. |
умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения. |
Регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Жужжащие чтение В течение 5 минут ученики читают вслух произведение. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости. -Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья? -Какое объяснение вам больше нравится? Почему? -Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа) |
-формировать представление об идее художественного произведения; -совершенствовать сознательность, правильность. |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Физкультминутка "Осень" По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,) В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо) Листья около березы (Медленно приседают,) Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой влево-вправо) В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны) На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх) |
|
|
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Составление плана произведения - Сейчас, я предлагаю вам составить план нашего рассказа. Возьмите в руки ручки или карандаши и запишите у себя в черновиках количество частей, на которые вы бы поделили данное произведение, и озоглавьте каждую часть. После мы с вами сверимся и выберем наиболее удачный план. Чтение детьми своих планов. -Ребята, я приготовила вам более развернутый план, чем мы с вами придумали. Давайте попробуем расставить пункты в нужном порядке. При ответе объясните ребятам почему вы поставили пункты именно в таком порядке. План рассказа 1)Разговоры про времена года. |
-формировать представление об идее художественного произведения; -совершенствовать сознательность, правильность. |
Регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Синквейн (на листочках в форме цветка, зеленого или желтого листка) -Ребята, у вас на партах лежат листочки. Возьмите любой из них и давайте попытаемся записать наш любимый синквейн по прочитанном произведению К. Г. Паустовского Природа Живая, безграничная Растёт, замирает, возрождается Каждое творение природы чудесно Шедевр -Мы отлично справились, молодцы! Мой подарок для вас – веточка с золотистыми листочками, предвещающая сезон красавицы-осени, будет стоять у нас в классе. (Урок проводился в начале октября.) |
осознанное восприятие литературного произведения |
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; -самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; -владение навыками познавательной и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
5. Домашнее задание |
|||
(по выбору) Творческая работа об осени (рассказ, сказка, стихотворение) на тему: А) Чем пахнет осень? Б) Разговор берёзки и рябины В) История, рассказанная … (бабочкой, ветром, камнем, рекой и т.д.) |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Обобщение – Подходит к концу наш урок. Какое произведение мы сегодня с вами проходили? Кто его написал? Ответы детей -Отлично! Я попрошу вас продолжить фразу Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Я научился… Отметьте пожалуйста смайлом в листе читателя ваше настроение на сегодняшнем уроке литературного чтения. Дидактические материалы: читательский дневник |
умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения. |
Личностные: |