Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: К. Г. Паустовский «Подарок»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: К. Г. Паустовский «Подарок»

Цель урока: формировать умение анализировать литературное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

-ознакомление с рассказом К. Паустовского «Подарок»; -осознанное восприятие литературного произведения; -умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Личностные:

-умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; -ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

Метапредметные:

Регулятивные: - прогнозировать содержание произведения; - готовить творческий пересказ; Познавательные: - понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; - составлять план для краткого и полного пересказа; Коммуникативные: - уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Самый лучший день – сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая большая потребность – общение.

Самое удивительное и необычное – природа.

Самый большой дар – любовь

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке мы с вами поднялись на ступеньку выше. Успехов вам и удач!

 

 

 Личностные:

-принятие своей роли ученика; -соблюдение определенных правил поведения

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются. 

1. Прослушивание первой аудиозаписи

2. Прослушивание второй аудиозаписи

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы») 

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)


Дидактические материалы:

Аудиозаписи произдведений К. Г. Паустовского

 актуализация знаний о К. Г. Паустовском и его творчестве

 Регулятивные:
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
Познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

- Я попросила Ваню подготовить небольшое сообщение о Паустовском, чтобы мы с вами еще раз вспомнили его биографию.

- О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него - это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.  


Дидактические материалы:

К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"

Материал к уроку К. Г. Паустовского

актуализация знаний о К. Г. Паустовском и его творчестве

Регулятивные: 

–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные:
–извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
Коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.   

«Подарок».


Дидактические материалы:

Материал к уроку К. Г. Паустовского

 

Регулятивные: 

– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Игра «Юный толкователь»

- В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте. 

рогожа                                                        пурпур

бересклет                                                  чваниться 

не столкуешься                                       товарки  

язвительно                                               лесничий 

Рогожа - грубая упаковочная ткань из мочальных лент. 

Бересклет – кустарниковое растение красного или розового цвета.

Не столкуешься – трудно сговориться, прийти к соглашению

Язвительно - злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Пурпур - темно- или ярко-красный цвет 

Чваниться  - проявлять чванство, важничать, зазнаваться

Товарки – подруги

Лесничий - заведующий лесничеством, лесным хозяйством


 -развивать сознательность чтения;

-обогощать словарный запас детей

 Регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
Познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Изучающее чтение

Первичное чтение.

-Прочитайте название произведения.

-Как вы думаете о чем, это произведение?

-О каком подарке на ваш взгляд идет речь? Обоснуйте свое предположение.

-Каково значение слова «подарок»? (эксперты зачитывают из словаря Ожегова - взять в библиотеке)

Творческое задание - фантазирование. 

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой? 

Вопросы после чтения. 

- Какой подарок принес Ваня писателю?

- Удалось сохранить память о лете всю зиму? 


-формировать представление  об идее художественного произведения;

-совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

Познавательные: 

– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– умения извлекать информацию из текста.
Коммуникативные:
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений прочитанным;
– адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?  

-О чем говорится в первой части? 

Чтение первой части.  

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? 

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?


осознанное восприятие литературного произведения;

Регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
Познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
Коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование словесное

Чтение про себя второй части.  

-Каким увидели осенний сад? 

- Как вы расположите объекты на своем листе?

-Какие цвета вы будете использовать? Какие из них будут преобладать?

 


 умение ориентироваться в рассказе и находить нужный фрагмент 

Регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей;
Познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
Коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует? 

-Что происходит с березой в комнате? 

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков

-Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

- Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?  Выпишите предложения - доказательства о том, что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков? (дети ищут  доказательства в тексте)

а) березы в саду_____________________________________________________

б) береза в комнате__________________________________________________

Комнатная теплота не спасла березу, и последняя память о лете исчезла.


 умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
Познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Жужжащие чтение

В течение 5 минут ученики читают вслух произведение. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему? 

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)  




-формировать представление  об идее художественного произведения;

-совершенствовать сознательность, правильность.

Регулятивные: 
– оценка успешности своего задания, признание ошибки; 
Познавательные: 
– поиск и выделение информации; 
– установление причинно-следственных связей; 
– доказательство; 
Коммуникативные: 
– развитие умения слушать и понимать других.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Физкультминутка "Осень"

По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)

В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы (Медленно приседают,)

Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)


 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана произведения

- Сейчас, я предлагаю вам составить план нашего рассказа. Возьмите в руки ручки или карандаши и запишите у себя в черновиках количество частей, на которые вы бы поделили данное произведение, и озоглавьте каждую часть. После мы с вами сверимся и выберем наиболее удачный план.

Чтение детьми своих планов.

-Ребята, я приготовила вам более развернутый план, чем мы с вами придумали. Давайте попробуем расставить пункты в нужном порядке. При ответе объясните ребятам почему вы поставили пункты именно в таком порядке.

План рассказа

1)Разговоры про времена года.
2) Появление Вани Малявина с подарком.

3)Размещение берёзы в доме Рувима.

4)Пришёл первый заморозок.

5)Тепло дома не спасло берёзу.

6)Закон природы от лесничего.

7)Закон природы от деда Митрия.

8)Возвращение берёзы в сад.


-формировать представление  об идее художественного произведения;

-совершенствовать сознательность, правильность.

Регулятивные:
– контроль и объективная оценка своих действий.
– работа по плану;
Познавательные:
– умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников.
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Синквейн

(на листочках в форме цветка, зеленого или желтого листка)

-Ребята, у вас на партах лежат листочки. Возьмите любой из них и давайте попытаемся записать наш любимый синквейн по прочитанном произведению К. Г. Паустовского

Природа

Живая, безграничная

Растёт, замирает, возрождается

Каждое творение природы чудесно

Шедевр

-Мы отлично справились, молодцы! Мой подарок для вас – веточка с золотистыми листочками, предвещающая сезон красавицы-осени, будет стоять у нас в классе. (Урок проводился в начале октября.)


осознанное восприятие литературного произведения

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

-владение навыками познавательной и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5. Домашнее задание

(по выбору)

Творческая работа об осени (рассказ, сказка, стихотворение) на тему:

А) Чем пахнет осень?

Б) Разговор берёзки и рябины

В) История, рассказанная … (бабочкой, ветром, камнем, рекой и т.д.)

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Обобщение

– Подходит к концу наш урок. Какое произведение мы сегодня с вами проходили? Кто его написал?

Ответы детей

-Отлично! Я попрошу вас продолжить фразу

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Я научился…

Отметьте пожалуйста смайлом в листе читателя ваше настроение на сегодняшнем уроке литературного чтения. 


Дидактические материалы:

читательский дневник

умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
– высказывание своего предположения.
Познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
Коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.