Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_А. С. Пушкин _Зимнее утро

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: А. С. Пушкин_Зимнее утро

Цель урока: Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.

Планируемые результаты:

Предметные:

развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте

Личностные:

проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой; гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантом;воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Метапредметные:

Регулятивные:умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные:формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию. Коммуникативные:научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;развивать умение работать в парах, группах.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

        Какой чудесный день.
        Учиться нам не лень?
        Друг к другу повернемся
        И мило улыбнемся.

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

Самоопределение

(мотивация учения)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

-Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди, подумайте, какое настроение было  у автора, когда он писал данное произведение?Какие картины вы себе представили?

 

Ответы детей: (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)

Ответы детей: (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и  уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)


формировать представление об идее художественного произведения

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

 

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.

-Ребята, нас с вами ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.

-Сейчас я прочитаю вам его, а вы тем временем, взяв в руки карандаш, подчеркнете те слова, которые вызывают у вас затруднения.

Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть  непонятны.

Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.

Чтение произведения учителем

 


 формировать представление об идее художественного произведения.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Что вас поразило в стихотворении?

Ответы детей: (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)

- Что запомнилось вам больше всего?

Ответы детей: (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)

- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса. 

- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)

- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)

- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.) 

- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)

- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)

- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)

- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)

- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)

- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы  наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)

- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)

- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)

- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)

- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)

- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)

- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)


 использование , выборочного, чтения;умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование словесное

- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

Ответы детей:

-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

-  Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

 


 совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Иллюстрирование графическое

- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»?

Ответы детей:(Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)


 развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из текста;
–сопоставление информации, представленной в разных видах;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете?

Ответы детей:(Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).


 совершенствовать сознательность чтения

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

5. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какие картины рассмотрели?

- Какое музыкальное произведение слушали?


формировать представление  об идее художественного произведения;

 совершенствовать сознательность

 

личностные:
– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные:
– высказывание своего предположения.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.