Название ТКУ: Литературное чтение_А. С. Пушкин _Зимнее утро
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: А. С. Пушкин_Зимнее утро
Цель урока: Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.
Планируемые результаты:
Предметные:
развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте
Личностные:
проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой; гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантом;воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Метапредметные:
Регулятивные:умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные:формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию. Коммуникативные:научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;развивать умение работать в парах, группах.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
Какой чудесный день. |
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки |
Самоопределение (мотивация учения) |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Прослушивание грамзаписи -Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди, подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал данное произведение?Какие картины вы себе представили?
Ответы детей: (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.) Ответы детей: (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.) |
формировать представление об идее художественного произведения |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а в о п п у р Г |
Беседа Сообщение темы и цели урока - Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения. -Ребята, нас с вами ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок. В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение. -Сейчас я прочитаю вам его, а вы тем временем, взяв в руки карандаш, подчеркнете те слова, которые вызывают у вас затруднения. Словарная работа - Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны. Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна. Северная Аврора – утренняя заря. Вечор – накануне вечером. Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Озарить - ярко осветить. Кобылка - лошадь Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий. Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь. Янтарный - прозрачно-жёлтый. Чтение произведения учителем |
формировать представление об идее художественного произведения. |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Что вас поразило в стихотворении? Ответы детей: (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.) - Что запомнилось вам больше всего? Ответы детей: (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.) - А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса. - Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе? - Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.) - А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.) - Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.) - Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.) - Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.) - Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.) - Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.) - Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…) - Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.) - Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.) - Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии. - Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…) - Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.) - Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.) - Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.) - Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.) - Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.) - Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…) - Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…) |
использование , выборочного, чтения;умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Иллюстрирование словесное - Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению. Ответы детей: -Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками. - Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес. - Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места. - Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.) |
совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Иллюстрирование графическое - Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть. - Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? Ответы детей:(Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.) |
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение - Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? Ответы детей:(Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.) - Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/». (Разбираем все стихотворение). |
совершенствовать сознательность чтения |
личностные: |
5. Домашнее задание |
|||
Выучить стихотворение наизусть. |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение - С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор? - Какие картины рассмотрели? - Какое музыкальное произведение слушали? |
формировать представление об идее художественного произведения; совершенствовать сознательность |
личностные: |