Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

УМК: школа россии

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомить учащихся с творчеством Е.Шварца, научить находить нужную информацию в книге , научить взаимодействовать друг с другом.

Личностные:

формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устнойформе; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать своидействия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем...

 

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Перед вами задание–аннограмма:

«УЛЕД ЯМЕРВ – ЕХЕТОП САЧ» 

-Восстановите предложение.

-Как вы понимаете его смысл?    

 

 

-Давайте поразмыслим - о чем могут быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

 

Давайте посмотрим на этих писателей, кто изображен на 1 фото? На 2 фото? На 3?

Давайте попробуем вместе отгадать кто же это… И в этом нам помогут вопросы незнайки..

Кроссворд (через проектор появляется на экране)

  1. 1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?
    Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?
    3.
    Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?
    4.
    Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?
    5
    . Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки? 

2. -  О каких сказках идёт речь в кроссворде?

Кто автор этих замечательных сказок? Правильно дети.


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Кто автор этих замечательных сказок? Правильно дети.

 


- Прочитайте фамилию писателя и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?

 -Е.Л.Шварц пересказал их по – новому и написал сценарии для художественных фильмов.

-Что вы знаете об этом писателе?


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. 

Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.( слайд 17- 20)

Драматург скончался в Ленинграде 15 января 1958. Похоронен на Богословском кладбище. (слайд 21, 22, 23)

Сейчас мы познакомимся с  одной из сказок Е. Шварца.


 

 

регулятивные:
–определение последовательности промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
–использование извлеченной из рассказа информации в процессе изучения материала;
коммуникативные:
–формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа над заголовком

Прочитайте название произведения.
- Как отличить сказку от других жанров литературы?
- Как вы думаете, что подразумевал писатель под «потерянным временем»?


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

-Попытайтесь ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ? -  что в ней вымысел, а что могло произойти реально?

Какие эмоции вызвал этот рассказ.

Когда прослушаете всю сказку, то сделаем вывод, кто был близко к ответу.


 

 

регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

Окладистая борода- Широкая и густая

- ходики- часы с маятником и кукушкой

- Пола, полы - нижняя часть пиджака


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Чтение по цепочке

Чтение текста сказки.

после прочтения: какие эмоции вызвал у вас этот рассказ? 

сделаем вывод, кто был близко к ответу.


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные: – осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Назовите главного героя сказки.

- Почему злым волшебникам  удалось превратить детей в стариков?  

 - Имеет ли главный герой цель и какую?

 

- Изменяется ли главный герой в ходе сказки?


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Тест

(получают задания в конверте)
1 группа

-Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

 -целеустремлённость 
- самостоятельность 
- внушаемость  
- настойчивость 
- дисциплинированность  
- смелость
- сила воли 

-рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- трусость

2 группа

-Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
 - не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело

3 группа

-Выберите подходящие к уроку пословицы, можно добавить свои.

- Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
Каждая группа, анализируя дает свой ответ.

4.- Давайте ответим на главный вопрос урока. Прочитайте его с доски.

-Поднимите руки те, у кого предположение совпало с содержанием.

Молодцы!

 

- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время?

-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем, посмотрим,  на что вы его тратите.


    .2 задание   ( у каждого на парте лежит лист с заданием)

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, с которыми вы сталкиваетесь.

- почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
 - трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне  трудно усидеть на одном месте

 

Обменяйтесь листочками и посчитайте количество закрашенных кружочков – рядом поставьте число.

 - Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
 Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!



 

 

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
О чём «намекнул» вам Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 Найдите толкование непонятных слов и выражений, запишите их в тетрадь

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Понравился ли вам конец сказки?

-Какой вывод сделали для себя?

 

-Кому нужно пересмотреть свой режим дня?



 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.