Название ТКУ: Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
УМК: школа россии
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомить учащихся с творчеством Е.Шварца, научить находить нужную информацию в книге , научить взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устнойформе; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать своидействия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||
1. Организационный момент |
|||||||
Друзья мои! Я очень рада
|
|
|
|||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Перед вами задание–аннограмма: «УЛЕД ЯМЕРВ – ЕХЕТОП САЧ» -Восстановите предложение. -Как вы понимаете его смысл?
-Давайте поразмыслим - о чем могут быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?
Давайте посмотрим на этих писателей, кто изображен на 1 фото? На 2 фото? На 3? Давайте попробуем вместе отгадать кто же это… И в этом нам помогут вопросы незнайки.. Кроссворд (через проектор появляется на экране)
2. - О каких сказках идёт речь в кроссворде? Кто автор этих замечательных сказок? Правильно дети. |
|
регулятивные: |
||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Кто автор этих замечательных сказок? Правильно дети.
-Е.Л.Шварц пересказал их по – новому и написал сценарии для художественных фильмов. -Что вы знаете об этом писателе? |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал. Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.( слайд 17- 20) Драматург скончался в Ленинграде 15 января 1958. Похоронен на Богословском кладбище. (слайд 21, 22, 23) Сейчас мы познакомимся с одной из сказок Е. Шварца. |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа над заголовком Прочитайте название произведения. |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Алгоритмизация -Попытайтесь ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ? - что в ней вымысел, а что могло произойти реально? Какие эмоции вызвал этот рассказ. Когда прослушаете всю сказку, то сделаем вывод, кто был близко к ответу. |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа Окладистая борода- Широкая и густая - ходики- часы с маятником и кукушкой - Пола, полы - нижняя часть пиджака |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Чтение по цепочке Чтение текста сказки. после прочтения: какие эмоции вызвал у вас этот рассказ? сделаем вывод, кто был близко к ответу. |
|
личностные: |
||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Назовите главного героя сказки. - Почему злым волшебникам удалось превратить детей в стариков? - Имеет ли главный герой цель и какую?
- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? |
|
регулятивные: |
||||
я а в о п п у р Г |
Тест
|
|
регулятивные: |
||||
я а в о п п у р Г |
Беседа Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» |
|
регулятивные: |
||||
5. Домашнее задание |
|||||||
Найдите толкование непонятных слов и выражений, запишите их в тетрадь |
|
|
|||||
6. Рефлексия |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Понравился ли вам конец сказки? -Какой вывод сделали для себя?
-Кому нужно пересмотреть свой режим дня? |
|
регулятивные: |