Название ТКУ: М. М. Пришвин "Ребята и утята"
УМК: "Школа России"
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: М. М. Пришвин "Ребята и утята"
Цель урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. умение выразительно читать произведение; 2. умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные:
1. умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; 2. нравственное сознание и чувство сопереживания; 3. доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
|
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а в о п п у р Г |
Игра - Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника. Игра «Соответствие» (Указать соответствие отрывка и автора произведения) -Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией.
1. Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски
2. Жила - была собака, Она была большая, И был у той собаки Огромный рыжий хвост
3. Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка
4. Жеребенок – с каждым днем Подрастал и стал конем. Бык, могучий великан, В детстве был теленком. А.- А. Шибаев Б.- И. Пивоваров В.- Б.Заходер Г.- В. Берестов |
|
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Игра -Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание.
Чтение всех слов про себя. (Карточки на доске) разливалось зашвыряли Пришвин путешествие запылённые продолжала - Какое слово можно назвать «лишним»? - А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? Узнать хотите? Тогда за дело! 2.Знакомство с творчеством М.М.Пришвина. - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить) * Узнать о жизни и творчестве писателя; * Познакомиться с новым произведением; * Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» -Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом. |
|
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Выборочное чтение
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии. Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя) Текст для 1 группы: Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. - Что узнали о жизни М.М.Пришвина? Текст для 2 группы: Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи» - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин? Текст для 3 группы Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался». Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка: Вдоль по речке, по водице, -Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке. - Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята». |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с книгой - Сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова) - Понравился рассказ? - К какому жанру оно относится? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Алгоритмизация Подготовительная работа Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами. раз-ли-ва-лось – разливалось за-швы-ря-ли – зашвыряли пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала ве-ли-чай-шем – величайшем дейст-ви-тель-но – действительно об-ра-до-ва-лись – обрадовались про-дол-жа-ла – продолжала пу-те-шест-ви-е – путешествие за-пы-лён-ны-е – запылённые радостно – непроизносимая буква Т -Кто знает почему выделена буква т ? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Словарная работа Словарная работа: При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. ( Самостоятельная работа со словарем )
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение) |
|
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Выразительное чтение Подготовительная работа перед выразительным чтением - Как автор разговаривал с мальчишками? - С какой интонацией будем читать его слова? - Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем? |
|
личностные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение Выборочное чтение произведения 1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца) - Что делала утка с утятами? - Опасен ли был их путь? - Кого опасалась утка? - Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает. 2 часть - чтение вслух - Что стали делать ребята, когда увидели утят? - Как вела себя уточка? - Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать? - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные. - Нужны им были эти утята? - А кто «Я»? - Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера? - Что хотел сказать автор этим рассказом? Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Составление плана произведения Деление текста на части и составление плана (Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике с.135) План
|
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.) Ученики: Писатель, автор, Пришвин М.М. Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю? Ученики: Мальчики, ребята. Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп. Объединитесь в группы по цвету маршрутных листов. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Занимательные упражнения Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”. (Учитель называет отрывок для чтения) Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”. (Учитель называет отрывок для чтения) - Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.) - Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.) Работа над иллюстрацией. - Посмотрите на иллюстрацию - Кто изображен на переднем плане? - Что они делают? - Кто изображен на заднем плане? - Что они делают? -Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. - Для чего М.Пришвин написал свой рассказ? - Что его волновало? - Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? - Кто именно? -А кто нет? - Почему? |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Обобщение -Мы побывали в гостях у писателя. - Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
- Добились мы их выполнения? Итог урока -С творчеством, какого писателя мы познакомились? -Как называется произведение? -Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? - К чему нас призывает? |
|
личностные: – развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; – оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией. регулятивные: – высказывание своего предположения. познавательные: – нахождение ответов на вопросы; – переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждения. коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание и обоснование своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5. Домашнее задание |
|||
- пересказ текста - пересказ от лица писателя |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек». -Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки. -Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением солнышка. -У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с изображением солнышка и тучки. |
|
регулятивные: |