Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: М. М. Пришвин "Ребята и утята"

УМК: "Школа России"

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: М. М. Пришвин "Ребята и утята"

Цель урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. умение выразительно читать произведение; 2. умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные:

1. умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; 2. нравственное сознание и чувство сопереживания; 3. доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент


 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Игра

- Мы  продолжаем путешествовать по страницам учебника.

Игра «Соответствие»

 (Указать  соответствие отрывка и  автора произведения)

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией.

               

               

1. Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:                                                                            

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                                      

2. Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                                       

3. Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

                                                                                                        

4. Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,                                                          

В детстве был теленком.

 

А.- А. Шибаев

Б.- И. Пивоваров

В.- Б.Заходер

Г.- В. Берестов


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– понимать и толковать условные знаки и символы;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
– признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Игра

-Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание.

  1. "Игра на внимание"

Чтение всех слов про себя.

(Карточки на доске)

 разливалось

зашвыряли

 Пришвин

путешествие

запылённые

продолжала

- Какое слово можно назвать «лишним»?

- А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? Узнать хотите? Тогда за дело!

 

2.Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? 

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

(на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя;

* Познакомиться с новым произведением;

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.

 

  • Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский.

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

 

-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

  • Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– понимать и толковать условные знаки и символы;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
– признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Выборочное чтение

  • Биография писателя.

- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из  его биографии.

Работа  в группах (На чтение – 1 минута, читают  про себя)

Текст  для 1 группы: 

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда   Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем. 

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

 

Текст для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

 

Текст  для 3 группы 

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».

Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

 


 

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:

 Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
 ( Утка с утятами.)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

 

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с книгой

- Сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать  этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)

- Понравился рассказ?

- К какому жанру оно относится?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

 


 

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

Подготовительная работа 

Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. 

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

раз-ли-ва-лось – разливалось

за-швы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

-Кто знает почему выделена буква т ?


 

 

регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Словарная работа

Словарная работа:

При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

 ( Самостоятельная работа со словарем )

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выразительное чтение

Подготовительная работа перед выразительным чтением

- Как автор разговаривал с мальчишками?

- С какой интонацией будем читать его слова?

- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

Выборочное  чтение произведения

1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)

- Что делала утка с утятами?

- Опасен ли был их путь?

- Кого опасалась утка?

- Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.

2 часть - чтение вслух

- Что стали делать ребята, когда увидели утят?

- Как вела себя уточка?

- Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.

- Нужны им были эти утята?

- А кто «Я»?

- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?

- Что хотел сказать автор этим рассказом?

 

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 


 

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Составление плана произведения

Деление текста на части и составление плана

(Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике с.135)

                             План

  1. Утка повела утят к озеру.
  2. Ребята ловили утят.
  3. Приказ взрослого.
  4. Семья продолжает путешествие.


 

 

регулятивные:
– контроль и объективная оценка своих действий.
– работа по плану;
познавательные:
– умение выделять главное в тексте, использовать подготовленную информацию из разных источников.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)

Ученики: Писатель, автор, Пришвин М.М.

Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?

Ученики: Мальчики, ребята.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп.

Объединитесь в группы по цвету маршрутных листов. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.


 

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.

(Учитель называет отрывок для чтения)

Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.

(Учитель называет отрывок для чтения)

- Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно  слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)

- Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)

 

Работа над иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию

- Кто изображен на переднем плане?

- Что они делают? 

- Кто изображен на заднем плане?

- Что они делают?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

- Кто именно?

 -А кто нет?

- Почему?


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя.

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

  • Биография Пришвина.
  • Произведение.
  • Тема и жанр произведения

- Добились мы их выполнения?

 

Итог урока

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

-Почему автор назвал рассказ  «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает?


 

личностные:

– развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

– оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.

регулятивные:

– высказывание своего предположения.

познавательные:

– нахождение ответов на вопросы;

– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);

– осуществление анализа и синтеза;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждения.

коммуникативные:

– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

– высказывание и обоснование своей точки зрения;

– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Домашнее задание

 

- пересказ текста
- пересказ от лица мальчиков

- пересказ от лица писателя           

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке,  поднимите, пожалуйста, карточку  с изображением солнышка.

 -У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с изображением солнышка и тучки.



 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.