Название ТКУ: Технологическая карта по окружающему миру
УМК: "Перспектива"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: «По страницам Красной книги»
Цель урока: сформировать представление о Красной книге и её оформлении; обобщить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать значение «Красная книга». Умение ориентироваться в Красной книге. Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу. Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе. Уметь приводить примеры редких и исчезающих животных. Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения.
Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение анализировать объекты окружающего мира; умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; умение извлекать необходимую информации из жизненного опыта; сопоставление предъявляемой информации; использование извлеченной информации; извлечение необходимой информации из различных источников; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; чтение текстовой инструкции; разграничение основной и второстепенной информации; Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставление предъявляемой информации; умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль собственных действий; Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение; инициативное сотрудничество учащихся друг с другом; умение участвовать в коллективном обсуждении;
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||
1. Организационный момент |
|||||||
- Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Начинаем урок окружающего мира. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем узнавать что-то новое, применять свои знания на практике). Открытий путь – нелёгкий путь, но человеку не свернуть… - Этими строками Ефима Ефимовского я хочу начать нашу работу. - Но сначала давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, пенал и рабочая тетрадь. |
|
коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме.
|
|||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Давайте с вами вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Как сберечь природу России). - С чем связаны экологические проблемы природных зон? (с вырубкой леса, а также с незаконной охотой – браконьерством). - Какие проблемы существуют в нашем крае? (Лесные пожары, вырубка леса) - Как мы можем помочь в охране леса, воздуха, воды? (Не мусорить, не рвать цветочки, не сдирать листочки с деревьев, всегда тушить после себя костер. В качестве горючих веществ важным будет использовать вещества, которые не будут загрязнять окружающую среду. Для защиты водной среды нужно очищать загрязненные водоёмы, а так же создавать предприятия, по опреснению, очищению воды от токсичных веществ). |
Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.
Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения. |
регулятивные: |
||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Сравнение
(Работа по карточке). Карточка. Соедините экологическую проблему с зоной, к которой она относится.
Коллективная проверка. Ответы: А2, Б6, В2, Г3, Д5, Е4, 7. |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Занимательные упражнения - Ребята, слушайте внимательно и узнайте название растений по описанию: 1) Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах (лишайники). 2) У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомится кабаны, белки, мыши (дуб). 3) Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму (лиственница). 4) Высокое дерево, достигает 35 метров в высоту, долгожитель . живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу (каштан). 5) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей северных оленей (ягель). 6) Это травянистое растение с корнем «метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками (ковыль). 7) У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы (саксаул). - Молодцы. |
|
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Дискуссия (На доске вывешены фотографии редких и исчезающих животных. Учитель включает аудиозапись песни «Раненая птица»). - О какой экологической проблеме поется в песне? (браконьерстве). - К чему привело браконьерство на нашей планете? (Многие животные стали редкими, есть животные, которые исчезли). - Какие экологические проблемы приводят к исчезновению растений и животных? (Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, распашка степей, неумеренный выпас скота, неумеренный сбор растений). |
Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе. |
коммуникативные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Создание проблемных ситуаций. - Как вы думаете, эти проблемы существуют только в нашей стране? (Нет). - Какие действия предпринимают люди для их решения? Какие документы создаются, чтобы решить их сообща? (Дети затрудняются ответить). - Государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Они стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь, и составили списки растений и животных, которые исчезли или находятся под угрозой исчезновения. Эти списки издали в виде книги. - Кто знает, как называется такая книга? (Красная книга). - Почему эта книга так называется? (Предположения детей). |
Понимать значение «Красная книга». |
регулятивные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Целеполагание с опорой на личный жизненный опыт обучающихся - Какая тема нашего урока? Как вы думаете какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать что такое Красная книга, для чего она создана) - Верно, также мы попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в нее, пролистаем ее страницы. - Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель). |
|
регулятивные: |
||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассказ (Выступление заранее подготовленных ребят. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций в Красной книге). Ученик 1. Красная Книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Ученик 2. Природа создала много разных творений: растения и животные занимают в ней особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1000 года, на Земле исчезло более 150 видов животных, из них 50 видов погибли по вине человека. Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех. Ученик 3. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. |
Понимать значение «Красная книга».
Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.
|
коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Демонстрация - А теперь рассмотрим, как оформлена Красная книга. Учитель показывает учащимся книгу. - Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, желтый, зеленый, красный. |
Умение ориентироваться в Красной книге. |
познавательные: |
||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Сравнение Учитель вывешивает на доску кружочки такого цвета. Черная – уже вымерли. Красная – исчезающие виды. Желтая – редкие виды. Зеленая – восстановленные виды. На доске выставляются иллюстрации животных занесенных в красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими ее разделам. - Ребята, рассмотрите рисунки и по кружочкам внизу определите на какой странице Красной книги они находятся. (Морская корова, странствующие голуби – вымерли, снежный барс, красный волк, амурский тигр – исчезающие виды, розовый фламинго, джейран – редкие виды, речной бобр, лось – восстановленные виды). - Давайте с вами сделаем вывод: что произойдет, если не беречь природу? (с нашей планеты исчезнут все растения и животные . - Для чего нам нужна Красная книга? (Чтобы знать какие виды животных и растений в опасности, беречь их.) |
Умение ориентироваться в Красной книге. Понимать значение «Красная книга». |
регулятивные: |
||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Работа с учебником - Ребята, давайте ответим на вопросы рубрики «Подумаем» в учебнике на странице 117: - Если ли в вашем крае растения и животные, внесенные в Красную книгу России? (Да) - А какие виды внесены в Красную книгу вашего края? (Перечисляют). - Что делается у вас в крае для их охраны? (Для сохранения окружающей среды запрещена охота на редких животных и птиц, вырубка леса. Для охраны животных выстроены специальные заповедники и национальные парки и т.д.). - Молодцы. А сейчас вам предстоит сделать макет Красной книги своего края. |
Уметь приводить примеры редких и исчезающих животных.
Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения. |
коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других. |
||||
я а в о п п у р Г |
Самостоятельная работа - Рассмотрите макет нашего края на стр. 66 рабочей тетради. Почему его страницы пустые? (Мы сами должны их заполнить). - Где вы найдете данные? (В книге) (Учащиеся самостоятельно работают в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесенных в Красную книгу). Раздаточный материал: картинки животных и растений из Красной книги, Красная книга России, Красная книга региона, атлас-определитель, книга «Зеленые страницы», учебник (стр. 114-117) 1 группа – птицы. 2 группа – насекомые. 3 группа – звери. 4 группа – растения. (После выполнения задания проводится коллективная проверка) |
Умение ориентироваться в Красной книге. |
регулятивные: |
||||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа - Ребята, а теперь самостоятельно выполните задание № 1, (с. 62) в рабочей тетради. 1) Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская). |
Умение ориентироваться в Красной книге. |
регулятивные: |
||||
5. Домашнее задание |
|||||||
|
|
|
|||||
6. Рефлексия |
|||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рефлексивные вопросы - Что нового узнали сегодня на уроке? - Какую цель мы ставили? (Узнать что такое Красная книга, для чего она создана, понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в нее, пролистать ее страницы). - Достигли мы цели? (Да) - Ребята, давайте еще раз скажем, для чего нужна Красная книга? (Чтобы знать какие виды животных и растений в опасности, беречь их.) - Какие задания на уроке показались трудными? - Почему? - Какие задания показались интересными? - Нужны ли нам в жизни приобретённые сегодня знания? Почему? |
Понимать значение «Красная книга». |
регулятивные: личностные: - умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |