Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Технологическая карта по окружающему миру

УМК: "Перспектива"

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «По страницам Красной книги»

Цель урока: сформировать представление о Красной книге и её оформлении; обобщить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать значение «Красная книга». Умение ориентироваться в Красной книге. Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу. Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе. Уметь приводить примеры редких и исчезающих животных. Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения.

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение анализировать объекты окружающего мира; умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; умение извлекать необходимую информации из жизненного опыта; сопоставление предъявляемой информации; использование извлеченной информации; извлечение необходимой информации из различных источников; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; чтение текстовой инструкции; разграничение основной и второстепенной информации; Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; сопоставление предъявляемой информации; умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль собственных действий; Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение; инициативное сотрудничество учащихся друг с другом; умение участвовать в коллективном обсуждении;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 

- Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Начинаем урок окружающего мира. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем узнавать что-то новое, применять свои знания на практике).

Открытий путь – нелёгкий путь, но человеку не свернуть…
 Что? Почему? – за ним следят, чтоб шёл вперёд, а ни назад.
 Вот почему из года в год наука движется вперёд!

 - Этими строками Ефима Ефимовского я хочу начать нашу работу. 

- Но сначала давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, пенал и рабочая тетрадь.

 

 

коммуникативные:

- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Давайте с вами вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Как сберечь природу России).

- С чем связаны экологические проблемы природных зон? (с вырубкой леса, а также с незаконной охотой – браконьерством).

- Какие проблемы существуют в нашем крае? (Лесные пожары, вырубка леса)

- Как мы можем помочь в охране леса, воздуха, воды? (Не мусорить, не рвать цветочки, не сдирать листочки с деревьев, всегда тушить после себя костер. В качестве горючих веществ важным будет использовать вещества, которые не будут загрязнять окружающую среду. Для защиты водной среды нужно очищать загрязненные водоёмы, а так же создавать предприятия, по опреснению, очищению воды от токсичных веществ).


Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

 

Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения.

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;

 

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Сравнение

 

(Работа по карточке).

Карточка. Соедините экологическую проблему с зоной, к которой она относится.

Экологическая проблема

Природная зона

1. Неумеренный выпас скота.

2. Разрушение почвы тяжелой техникой.

3. Загрязнение морей и побережий нефтью.

4. Вырубка лесов.

5. Образование подвижных песков.

6. Браконьерство.

7. Ловля редких животных.

А. Арктические пустыни.

Б. Степи.

В. Тундра.

Г. Черноморское побережье.

Д. Пустыни.

Е. Лесная зона.

Коллективная проверка. Ответы: А2, Б6, В2, Г3, Д5, Е4, 7.


 

 

регулятивные:
– понимать учебную задачу;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

- Ребята, слушайте внимательно и узнайте название  растений по описанию:

1) Это  растение  похоже  на  накипь  или  корочку, растёт  на валунах  и  скалах (лишайники).

2) У  этого  растения  могучий  ствол, огромная  крона, красивые резные  листовые  пластинки, а  плодами  любят  лакомится кабаны, белки, мыши (дуб).

3) Это  таёжное  дерево, имеет  негниющую  древесину, в отличие от  своих  сородичей  полностью  раздевается  на зиму (лиственница).

4) Высокое  дерево, достигает  35  метров  в  высоту, долгожитель . живёт  до  тысячи  лет. Листовые  пластинки продолговатые  с зубчиками. Плоды  человек  употребляет  в пищу (каштан).

5) Это  растение  за  год  вырастает  на  толщину  спички, похоже на  миниатюрный  кустарник, является  пищей  северных оленей (ягель).

6) Это  травянистое  растение  с  корнем  «метёлочкой», узкими листьями  и  мягкими  волосками (ковыль).

7) У  этого  растения  твёрдый  каменный  ствол, его  корни уходят глубоко  в  землю, ветви  корявые, перекрученные, листья  в  виде тонких  веточек, похожи  на  вязальные  спицы (саксаул).

- Молодцы.


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Дискуссия

 (На доске вывешены фотографии редких и исчезающих животных. Учитель включает аудиозапись песни «Раненая птица»).

- О какой экологической проблеме поется в песне? (браконьерстве).

- К чему привело браконьерство на нашей планете? (Многие животные стали редкими, есть животные, которые исчезли).

- Какие экологические проблемы приводят к исчезновению растений и животных? (Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, распашка степей, неумеренный выпас скота, неумеренный сбор растений).


 

Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

 коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Создание проблемных ситуаций.

- Как вы думаете, эти проблемы существуют только в нашей стране? (Нет).

- Какие действия предпринимают люди для их решения? Какие документы создаются, чтобы решить их сообща? (Дети затрудняются ответить).

- Государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Они стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь, и составили списки растений и животных, которые исчезли или находятся под угрозой исчезновения. Эти списки издали в виде книги.

- Кто знает, как называется такая книга? (Красная книга).

- Почему эта книга так называется? (Предположения детей).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Понимать значение «Красная книга».

 

регулятивные:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Целеполагание с опорой на личный жизненный опыт обучающихся

- Какая тема нашего урока? Как вы думаете какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать что такое Красная книга, для чего она создана)

- Верно, также мы попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в нее, пролистаем ее страницы.

- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель).


 

регулятивные:
–понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;
– целеполагание;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из жизненного опыта;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассказ

(Выступление заранее подготовленных ребят. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций в Красной книге).

Ученик 1. Красная Книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Ученик 2. Природа создала много разных творений: растения и животные занимают в ней особое место.

Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли.

Начиная с 1000 года, на Земле исчезло более 150 видов животных, из них 50 видов погибли по вине человека.

Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами.

Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.

Ученик 3. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя

       Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году.


Понимать значение «Красная книга».

 

Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

 

 коммуникативные:

- слушать и понимать речь других
– формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Демонстрация

- А теперь рассмотрим, как оформлена Красная книга. Учитель показывает учащимся книгу.

- Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, желтый, зеленый, красный.


 

Умение ориентироваться в Красной книге.

 познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Сравнение

Учитель вывешивает на доску кружочки такого цвета.

 Черная – уже вымерли.

 Красная – исчезающие виды.

 Желтая – редкие виды.

 Зеленая – восстановленные виды.

На доске выставляются иллюстрации животных занесенных в красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими ее разделам.

- Ребята, рассмотрите рисунки и по кружочкам внизу определите на какой странице Красной книги они находятся. (Морская корова, странствующие голуби – вымерли, снежный барс, красный волк, амурский тигр – исчезающие виды, розовый фламинго, джейран – редкие виды, речной бобр, лось – восстановленные виды).

- Давайте с вами сделаем вывод: что произойдет, если не беречь природу? (с нашей планеты исчезнут все растения и животные .

- Для чего нам нужна Красная книга? (Чтобы знать какие виды животных и растений в опасности, беречь их.)


Умение ориентироваться в Красной книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимать значение «Красная книга».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные:
– понимать учебную задачу;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с учебником

- Ребята, давайте ответим на вопросы рубрики «Подумаем» в учебнике на странице 117:

- Если ли в вашем крае растения и животные, внесенные в Красную книгу России? (Да)

- А какие виды внесены в Красную книгу вашего края? (Перечисляют).

- Что делается у вас в крае для их охраны? (Для сохранения окружающей среды запрещена охота на редких животных и птиц, вырубка леса. Для охраны животных выстроены специальные заповедники и национальные парки и т.д.).

- Молодцы. А сейчас вам предстоит сделать макет Красной книги своего края.


Уметь приводить примеры редких и исчезающих животных.

 

Формулировать правила обращения в природе с растениями и животными, предлагать пути их сохранения.

коммуникативные:

-  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Самостоятельная работа

- Рассмотрите макет нашего края на стр. 66 рабочей тетради. Почему его страницы пустые? (Мы сами должны их заполнить).

- Где вы найдете данные? (В книге)

(Учащиеся самостоятельно работают в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесенных в Красную книгу).

Раздаточный материал: картинки животных и растений из Красной книги, Красная книга России, Красная книга региона, атлас-определитель, книга «Зеленые страницы», учебник (стр. 114-117)

1 группа – птицы.

2 группа – насекомые.

3 группа – звери.

4 группа – растения.

(После выполнения задания проводится коллективная проверка)


Умение ориентироваться в Красной книге.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

- Ребята, а теперь самостоятельно выполните задание № 1, (с. 62) в рабочей тетради.

1)  Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря и подпиши их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская).


Умение ориентироваться в Красной книге.

 

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной или письменной форме.

 

5. Домашнее задание

 

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рефлексивные вопросы

        - Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какую цель мы ставили? (Узнать что такое Красная книга, для чего она создана, понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в нее, пролистать ее страницы).

- Достигли мы цели? (Да)

- Ребята, давайте еще раз скажем, для чего нужна Красная книга? (Чтобы знать какие виды животных и растений в опасности, беречь их.)

- Какие задания на уроке показались трудными?    

 - Почему?

- Какие задания показались интересными?

- Нужны ли нам в жизни приобретённые сегодня знания? Почему?


Понимать значение «Красная книга».

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

личностные:

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.