Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Нахождение площади прямоугольника

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Нахождение площади прямоугольника

Цель урока: познакомить с формулой нахождения площади прямоугольника по длинам сторон.

Планируемые результаты:

Предметные:

• закреплять навык нахождения площади фигур путем пересчета квадратных сантиметров, в них содержащихся; • закреплять знание единиц измерения площади; • познакомить с новым способом нахождения площади прямоугольника путём перемножения длин сторон; • научить записывать новый способ нахождения площади прямоугольника; • познакомить с правилом нахождения площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон; • упражнять в нахождении площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон.

Личностные:

личностные: –понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные: –умение работать по заданному плану; –в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; –планировать последовательность операций при выполнении заданий; –контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи; познавательные: –умение работать с разными видами информации; –извлечение необходимой информации из различных источников; –использование извлеченной информации; –выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; –умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; –нахождение ответов на вопросы; –осуществление анализа и синтеза; –установление причинно-следственных связей; –построение рассуждения; –сравнивать объекты по различным признакам; коммуникативные: –уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; –слушать и понимать речь других; –умение сотрудничать с учителем; –умение принимать коллективное решение; –высказывание и обоснование своей точки зрения; –выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения; –высказывать мотивированное, аргументированное суждение; –инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Работу на уроке предлагая начать с определения плана урока. Пока я вешала план на доску, он у меня упал. На доске представлен план урока в деформированном виде. Давайте вместе его восстановим. Как звучит первый этап? (ученики восстанавливают план в следующей последовательности:

  1. Приготовимся к уроку и составим его план.
  2. Вспомним, что изучали на прошлых уроках.
  3. Определим тему и цель урока.
  4. Получим новые знания.
  5. Применим новые знания.
  6. Подведем итог урока.)

- Какой этап урока можно считать выполненным? (1-й этап, номер этапа обводится кружочком)

 

 регулятивные: 
–умение работать по заданному плану;

коммуникативные: 
–уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;
–слушать и понимать речь других;

–умение сотрудничать с учителем;

–умение принимать коллективное решение;

познавательные:

–умение работать с разными видами информации;

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Письменная работа

- Перейдем ко 2-му этапу урока.

- Итак, ребята, на прошлых уроках мы с вами находили площадь фигур с помощью пересчета в них квадратных сантиметров.

- Давайте посмотрим, как вы справляетесь с этим заданием. (каждому раздаются задания –1 из 3-х вариантов)

- Давайте проверим, что у вас получилось. Поднимайте руки. У кого был 1-й вариант, какова площадь вашей фигуры? (один ребенок отвечает, 7 см^2)

- У кого был 2-й вариант, какова площадь вашей фигуры? (5 см^2)

- И, наконец, 3-й вариант, чему равна площадь вашей фигуры? (6 см^2)


Дидактические материалы:

Площадь фигур

–закреплять навык нахождения площади фигур путем пересчета квадратных сантиметров, в них содержащихся;

–закреплять знание единиц измерения площади;

 регулятивные:
–умение работать по заданному плану;

–планировать последовательность операций при выполнении заданий; 
–контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в письменной форме;

–уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;

–слушать и понимать речь других;

–умение сотрудничать с учителем.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Создание проблемной ситуации

- Ребята, а теперь давайте найдем с вами площадь прямоугольника, который изображен на доске. Давайте посмотрим кто из нас быстрее вычислит площадь прямоугольника: вы или я. Находить площадь я буду новым способом. (на доске представлен прямоугольник, поделенный на вкадратные сантиметры, со сторонами 3 см и 7 см)

- Ребята, а я уже нашла площадь прямоугольника. Жду вас.

- Кто готов? Давайте сверимся с ответом. (21 см^2)

- Для нахождения площади прямоугольника я использовала новый способ.

- Скажите, каким способом найти площадь прямоугольника быстрее? Тем, что вы использовали, или тем, который был мною использован?

- Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока? (научиться находить площадь прямоугольника новым способом)

- Как будет звучать тема урока? (Нахождение площади прямоугольника)

- Можно ли считать этап постановки темы и цели урока выполненным?


–закреплять навык нахождения площади фигур путем пересчета квадратных сантиметров, в них содержащихся;

–закреплять знание единиц измерения площади;

 регулятивные:

–умение работать по заданному плану;

–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
познавательные:
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
коммуникативные:

–уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;

–слушать и понимать речь других;

–умение сотрудничать с учителем;

личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Этим мы сейчас и займёмся. Итак, ребята, посмотрите на экран. Давайте с вами найдем площадь прямоугольника, длины сторон которого равны 3 см и 4 см. (На экране появляется прямоугольник)

- Для начала давайте разделим прямоугольник на квадраты площадью 1 см^2.

- По длине прямоугольника уложилось 4 квадрата площадью 1 см^2. (Демонстрируется одна полоска фигуры площадью 4 см^2)

- Чему равна площадь одной такой полоски. (4 см^2)  

- При ширине прямоугольника 3 см, сколько раз уложится в нем полоска площадью 4 см^2? (3 раза)

- Значит, сколько во всем прямоугольнике уложится квадратов площадью 1 см^2? (12 см^2)

- Как вы это определили? Каким арифметическим действием? (умножили 4 на 3, 4 ∙ 3=12 см^2, умножением)

На доске делается запись: 4 ∙ 3=12 см^2.

- Получается, чтобы найти площадь прямоугольной фигуры, что нужно сделать? (умножить длину на ширину, перемножить длины сторон)

- Ребята, вы познакомились с новым способом нахождения площади прямоугольника, которая записывается так. (указкой обводится запись:  4 ∙ 3=12 см^2). Длину, равную 4 см умножаем на ширину, равную 3 см, получаем площадь прямоугольника, равную 12 см^2.

- Давайте теперь прочитаем правило в учебнике на с. 60.

- Итак, ребята, с чем вы сейчас познакомились? (с новым способом вычисления площади прямоугольника)

 - Можно ли этап получения новых знаний считать выполненным?

 


Дидактические материалы:

Площадь прямоугольника

–познакомить с новым способом нахождения площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон;

–научить записывать новый способ нахождения площади прямоугольника;

–познакомить с правилом нахождения площади прямоугольника путём перемножения длин сторон;

 регулятивные:

–умение работать по заданному плану;

познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–уметь выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения;

–умение сотрудничать с учителем;

 личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

- Итак, ребята, а теперь давайте с вами выполним упр. 1 из учебника на с. 60. Прочитайте задание про себя.

- Каково задание? (найти площадь прямоугольников)

- Давайте вспомним новый способ вычисления площади прямоугольника. Как с его помощью найти площадь данной прямоугольной фигуры? (пересчитать количество квадратных сантиметров в нижнем ряду и умножить их на 2 (количество полос, рядов))

- Кто-то один запишет вычисления на доске, а остальные в тетради. 

Ребенок делает запись на доске: 6 ∙ 2=12 см^2

- Как найти площадь 2-го прямоугольника? (2 (количество рядов) умножить на количество столбцов)

- Кто-то один запишет вычисления на доске, а остальные в тетради. 

- Каким инструментом следует воспользоваться, чтобы определить точное количество столбцов? (линейкой)

- Определили количество столбцов? Теперь запишите вычисления в тетради.

Ребенок делает запись на доске: 2 ∙ 3=6 см^2


Дидактические материалы:

Плащадь прямоугольника

–упражнять в нахождении площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон.

 регулятивные:
–планировать последовательность операций при выполнении заданий;
–контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи;
познавательные:
–сравнивать объекты по различным признакам;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:

–высказывать мотивированное, аргументированное суждение;

личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Практическая работа

- Теперь давайте выполним упр. 2 на 60 стр. учебника.

- Кто-то один решает на доске, остальные в тетради. Затем проверим ответы.

- Итак, давайте ответим на первый вопрос задания: площадь какого прямоугольника больше? (второго)

- Все согласны?

- На сколько квадратных сантиметров? (на 6 см^2)

- У всех такой ответ? Если нет, то найдите место, где была допущена ошибка.


Дидактические материалы:

Плащадь прямоугольника

–упражнять в нахождении площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон.

 регулятивные: 
–планировать последовательность операций при выполнении заданий; 
–контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи; 
познавательные: 
–умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами; 

–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий; 
коммуникативные: 

–высказывать мотивированное, аргументированное суждение;

–умение сотрудничать с учителем;

личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

- У всех такой ответ? Если нет, то найдите место, где была допущена ошибка.

- А сейчас вы поработаете в парах. Каждой паре я раздам карточку с прямоугольником, площадь которого нужно найти. Все карточки поделены на 5 вариантов. Вычисления запишите в тетради.

- Итак, вы вычислили площадь. Теперь сверьтесь с правильными ответами на доске. (1. 10 см^2 , 2. 8  см^2, 3. 6 см^2, 4. 7 см^2, 5. 15 см^2)

- У всех совпал ответ с образцом? Если нет, то найдите место, где была допущена ошибка.

 - Какой этап урока мы выполнили? (этап применения новых знаний)


Дидактические материалы:

Плащадь прямоугольника

–упражнять в нахождении площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон.

регулятивные: 
–умение работать по заданному плану;

–планировать последовательность операций при выполнении заданий; 
–контролировать и корректировать свою деятельность с учетом поставленной задачи; 
познавательные: 
–умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
–устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами; 

–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий; 
коммуникативные: 
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;

личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

5. Домашнее задание

 Выполнить из учебника на стр. 61. упр. 3, 5, 7 

 –упражнять в нахождении площади прямоугольника, путём перемножения длин сторон.

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята, какова была цель нашего урока? (научиться находить площадь прямоугольника новым способом)

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности возникли при выполнении упражнений?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Можно ли последний этап урока считать выполненным?



регулятивные:
–умение работать по заданному плану;

коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;

–умение сотрудничать с учителем;

 личностные:

–понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.