Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: ТКУ по окружающему миру для 4 класса «Какие бывают почвы»

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Какие бывают почвы»

Цель урока: способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойствах, развитию умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Планируемые результаты:

Предметные:

• сформировать знание с различными видами почв; • сформировать знание о составе почвы; • сформировать знание о природоохранной деятельностью человека.

Личностные:

проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала

Метапредметные:

Познавательные УУД: - понимать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; – находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания; – устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами; – нахождение ответов на вопросы; – находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий; – анализировать объекты окружающего мира; –нахождение главного в большом объеме учебного материала; –построение умозаключений; –умение сравнивать и анализировать; регулятивные УУДш: – понимать и принимать учебную задачу; – учиться высказывать своё предположение (версию); –понимать учебную задачу,сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; –высказывать своё предположение (версию); - прогнозирование (предвосхищение результата) –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; –предвосхищение результата и уровня усвоения; - оценить успехи; - спланировать дальнейшее обучение; - показать свои достижения окружающим. коммуникативные УУД: – высказывать мотивированное, аргументированное суждение. – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – высказывание своей точки зрения; – выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою. – высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока. –умение выражать свои мысли в устной форме или графически.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 - Прозвенел уже звонок, начинается урок! Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

 

 Личностные: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

тест

-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы (презентация). На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

А) Степь

Л) Тайга

П) Тундра

  1. В пустыне ...

 О)  жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

 Ж)  короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

 Н)  ярко выделяются все четыре времени года.

  1. В Арктической зоне растут…

 И) кедры, берёзы, черёмуха

 Ч) лишайники, мхи, полярный мак

  Р) бузина, орешник, айва

  1. Самую большую территорию занимают.

У) смешанные леса;

 В) хвойные леса;

 Д) широколиственные леса.

5.На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

 Х) розовым;         

 Г) зеленым;

  А) желтым.

-Поменяйтесь тетрадкой с соседом , проверьте правильность выполнения и поставьте оценку. Сколько ответов правильных – такая и оценка. Если правильно 3- ставите оценку 3.


Знание природных зон России

Познавательные УУД:

- понимать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

- В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найди-

те его, разгадав загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу.

                       ( Земля. )

Итак, тема нашего урока «Земля-кормилица».


 

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Итак, какова тема нашего урока? («Земля-кормилица»)

- Ребята, а в каких значениях можно употребить слово земля? (Планета, суша, почва)

- Именно о почве мы с вами сегодня поговорим, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Изучать почву, ее виды на территории России)

- Верно, какова будет цель нашего урока? (узнать, что такое почва)


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
–понимать учебную задачу,сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание  своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою.

 

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

 У вас на рядах лежат словари разных авторов. Найдите в словарях определения слова «почва»:

1.Толковый словарь С.И. Ожегова

Верхний слой земной коры.

  1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь, поверхность земли.

  1. Толковый словарь В.И. Даля

 (От слова почивать, лежать?) поверхность земли, верхний слой ее.


познакомиться с понятием "почва"

регулятивные:
– понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
– планировать свои действия;
познавательные:
– находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий;
– устанавливать причинно-следственные связи;

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодными для растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.

- Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)

- Как определить, есть ли на данном участке местности почва?

- Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.

– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы. (Плодородие.)

– Как вы понимаете это слово «плодородие»?

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- Правильно. Существуют несколько типов почв.

- Откроем учебники на стр.160 и посмотрим, какие типы почв бывают. Прочитаем их.

- Обратите внимание на карту природных зон России. Как вы думаете, какой вид почвы наиболее распространен в России? Почему? (Подзолистые, т.к. чаще встречается тайга и смешанные леса)

- Прочитаем, какая информация нам дается про почвы в учебнике на стр. 161.

- Ребята, мы столько сказали о видах почв, а нужно ли нам охранять почву? Почему? (Нам нужно охранять почву, потому что она дает нам пищу. Также, если не заниматься охраной почвы и разрушать ее, начнут вымирать определенные виды животных.)

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

- Прочитать статью «Охрана почвы» на с. 162–163 учебника.

 

- Что необходимо делать для защиты почвы? (Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.)


Дидактические материалы:

учебник окружающего мира

- сформировать знание о составе почвы

- сформировать знание о природоохранной деятельностью человека

 

регулятивные:
–высказывать своё предположение (версию);
- прогнозирование (предвосхищение результата)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Опыт

- Давайте проведем опыт и узнаем, что входит в состав почвы.

1 группа

  1. Возьмем стакан с водой.
  2. Опустим туда комочек почвы

Запишите, что вы видите, и сделайте вывод? (Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух)

2 группа

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. Положим на нее немного почвы
  3. Сильно сожмем

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно. В почве есть вода.)

3 группа

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. Что произошло в стакане?

Что вы видите на дне стакана?

(Вода в стакане стала мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.)

4 группа

  1. Возьмем в руки небольшое количество почвы
  2. Намочим её и разомнем между пальцами.
  3. Проверим можно ли скатать ее в шарик? (Если почву нельзя скатать в шарик, значит в ней много песка; если почва скатывается в шарик, то в ней много глины.)

Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите?

( На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.


сформировать знание о составе почвы

 

регулятивные:
– понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
– планировать свои действия;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Кластер

- Мы с вами проделали опыты. Так давайте сделаем схему, что входит в состав почвы.
 Оформляется Кластер «Состав почвы»

Давайте, еще раз перечислим, что входит в состав почвы.


Дидактические материалы:

кластер

 

 

регулятивные:
–постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
–предвосхищение результата и уровня усвоения;
познавательные:
–нахождение главного в большом объеме учебного материала;
–установление причинно-следственных и логических связей;
–построение умозаключений;
–умение сравнивать и анализировать;
коммуникативные:
–умение выражать свои мысли в устной форме или графически.

 

 

5. Домашнее задание

 

- Домашнее задание будет на стр. 163.,  где написано «задание для домашней работы. Вам нужно прочитать рассказ и ответить на вопрос.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Светофор

Ребята оцените свою работу. Для этого у вас на партах лежат кружочки зеленого, желтого и красного цвета. 

Мне все понятно. Я МОЛОДЕЦ! (зеленый кружочек)

У меня не все получилось, но я старался. (желтый кружочек)

Мне надо быть внимательнее (красный кружочек)

- Вам нужно поднять кружочек, соответствующий, как вы считаете,вашей проделанной  работы.



 

регулятивные:
- оценить успехи;
- спланировать дальнейшее обучение;
- показать свои достижения окружающим.