Название ТКУ: Басня и. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
УМК: "Школа России"
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Басня и. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель урока: -познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные:
-формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные:
-познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. -коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; -регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Прозвенел и смолк звонок, |
|
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Рассматривание книги, картин, рисунков Дидактические материалы: И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей" |
-познакомить детей с И.А.Крыловым |
регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Прослушивание грамзаписи Просмотр мультфильма. (по возможности) или прослушивание аудиозаписи. - Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко). |
-уметь сравнивать |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа 1.Словарная работа. - Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни? (на доске появляются слова, выражения) - Значение непонятных слов, выражений. - вешние дни (иначе: весенние) - в мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах) - удручена (огорчена, опечалена) - помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина) - оглянуться не успела (прошло всё очень быстро) - и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает) Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений. Запоминают значение слов и выражений. |
-уметь находить нужную информацию |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи) - Прочитайте басню вполголоса. Дети читают басню самостоятельно. 3.Углублённый анализ басни. - Подберите характеристики для наших героев. (1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах) Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту). Учащиеся дают характеристику героям басни. - Проверим вашу работу. Дети защищают свои ответы. - Жалко ли вам Стрекозу? - Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик. - Правильно ли поступил Муравей? - Что автор высмеивает в этой басни в людях? - Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы? - Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!» - Какова мораль басни? -Нужно не только веселиться, но и работать. |
-уметь анализировать басню |
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Объяснение Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы. Упражнение «Соберите пословицы» - Вам необходимо соединить начало и конец пословиц. Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора. -Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске) Делу - время, потехе - час. Кто веселится весной, проплачет зимой. Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д. - Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? |
|
регулятивные: |
5. Домашнее задание |
|||
-Выразительное чтение басни наизусть. |
-уметь выполнять творческое задание |
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа -Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
|
-уметь отвечать на вопросы; -уметь анализировать |
регулятивные: – уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; – выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. |