Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Басня и. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

УМК: "Школа России"

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Басня и. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цель урока: -познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.

Личностные:

-формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

-познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. -коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; -регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассматривание книги, картин, рисунков


Дидактические материалы:

И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

 -познакомить детей с И.А.Крыловым

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Просмотр мультфильма. (по возможности) или прослушивание аудиозаписи.

- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.


-уметь сравнивать

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

1.Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

- Значение непонятных слов, выражений.

- вешние дни (иначе: весенние)

- в мягких муравах  (мурава – трава; в мягких травах)

- удручена (огорчена, опечалена)

- помертвело чисто поле (собран  урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.


-уметь находить нужную информацию

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализа и синтеза;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обоснование своей точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

- Прочитайте басню вполголоса.

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему она пошла к  Муравью? - Муравей труженик.

- Правильно ли поступил Муравей?

- Что автор высмеивает в этой басни  в людях?

- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

- Какова мораль басни?

-Нужно не только веселиться, но и работать.


-уметь анализировать басню

 

регулятивные:
– проговаривать последовательности действий на уроке;
– высказывать своего предположения (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождить ответов на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализа и синтеза;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Объяснение

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

-Проверка  выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу -  время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

- Какие  пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?


 

 

регулятивные:
–последовательно реализовывать поставленную задачу;
–определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;
–выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;
–сопоставлять информацию;
–использовать извлеченную информации;
коммуникативные:
–участвовать в коллективном обсуждении.

 

5. Домашнее задание

-Выразительное чтение басни наизусть.
-Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

 -уметь выполнять творческое задание

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
-Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
-Чему они учат?


Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный


-уметь отвечать на вопросы;

-уметь анализировать

 

регулятивные:
– проговаривать последовательности действий на уроке;
– высказывать своего предположения (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения.
коммуникативные:

– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.