Название ТКУ: Деление с остатком
УМК: Школа России
Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Деление с остатком
Цель урока: Обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты:
Предметные:
– научить учащихся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; – моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков; – решать задачи изученных видов; – выполнять устный счет; – обеспечить условия для развития умения различать условие задачи, вопрос; – способствовать приобретению знаний об оформлении решения задачи в тетради; составлении равенства, используя связь целого и частей; что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков; – способствовать формированию умения переносить условие и вопрос задачи из текста на схему.
Личностные:
– ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания; – способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
– способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; – способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД) – способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; – создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) – способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; – способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? (Да) – Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас Математика сейчас. Пожелаем всем удачи – За работу в добрый час! |
|
Умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД) Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) |
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Математический диктант – Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно, спинки прямые. – Начнем наш урок мы с математического диктанта. Я буду читать высказывание, если вы согласны, то ставьте знак +, если нет – знак −. 1. Чтобы разделить число на 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые 60 и 18. (+) 2. 25 в 3 раза меньше, чем 75. (+) 3. Частное чисел 85 и 17 равно 5. (+) 4. 48 больше 24 на 2. (−) 5. Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6 (+) 6. 14*4=52. (−) 7. 82:2=41. (+) 8. Делитель 26, частное 2. Делимое 13. (−) 9. Если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+) 10. Если 96 уменьшить в 8 раза, получится 12. (+) |
Выполнять устный счет |
Последовательная реализация поставленной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; пошаговый и итоговый контроль собственных действий (регулятивные УУД) (познавательные УУД) (коммуникативные УУД)
|
я а н ь л а т н о р Ф |
Решение задач – А теперь решим с вами несколько задач. • В классе 28 учеников. Одна восьмая класса занимается спортом. Сколько учеников занимается спортом? • Летние каникулы длятся одну четвертую года. Сколько месяцев длятся летние каникулы? • Возраст дочери 6 лет, что составляет одну пятую возраста мамы. Сколько лет маме? |
Решать задачи изученных видов |
Умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД) Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД) |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Практическая работа На доске записаны числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. – Посмотрите на доску. Разделите числа, записанные на доске на 2. 2 : 2 = 4 6 : 2 = 3 3 : 2 = 1 (ост. 1) 7 : 2 = 3 (ост. 1) 4 : 2 = 2 8 : 2 = 4 5 : 2 = 2 (ост. 1) 9 : 2 = 4 (ост. 1) – Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1) – Разделите на 3 следующие числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26. 21 : 3 = 7 24 : 3 = 8 22 : 3 = 7 (ост. 1) 25 : 3 = 8 (ост. 1) 23 : 3 = 7 (ост. 2) 26 : 3 = 8 (ост. 2) – Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2) – А при делении на 3 может в остатке получиться 3? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя, в ином случае деление можно выполнить еще раз.) – О чем мы будем говорить на уроке? (О том, как связаны между собой делитель и остаток.) – Значит, как будет звучать тема нашего урока? (Деление с остатком) |
Научить учащихся выполнять деление с остатком |
Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия; соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем (регулятивные УУД) (познавательные УУД) |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а у д и в и д н И |
Работа по учебнику №1 с.27 – Прочитайте примеры под цифрой 1. Объясните, что обозначает рисунок. – Выполните деление. – Понаблюдайте, какие получились остатки. – Как вы думаете, почему при делении на 2 в остатке может быть только 0 или 1? (В ином случае деление можно выполнить еще раз) – Выполните задание 2. – Понаблюдайте, как получились остатки. – Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя) – Проверьте свои предположения. Прочитайте правило в рамке. – Это правило нужно выучить. Дидактические материалы: №1 стр.27 Задание 2 Правило |
Моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков; научить учащихся выполнять деление с остатком |
Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД) |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Самостоятельная работа – Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради № 83 стр. 32. – После выполнения задания, отдайте тетрадь соседу на проверку. |
Научить учащихся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; Моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков; Решать задачи изученных видов |
Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
5. Домашнее задание |
|||
– А теперь открываем свои дневники и записываем домашнее задание. Учебник: № 4 стр. 27; рабочая тетрадь: № 88 стр. 34.
|
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Итог урока – Чему новому научились на уроке? – Что нового узнали? – Почему остаток не может быть больше делителя? – Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам? |
|
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
я а н ь л а т н о р Ф |
Оценочные карточки – У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Поднимите одну из них. Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов». |
|
Умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |