Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Деление с остатком

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Деление с остатком

Цель урока: Обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Планируемые результаты:

Предметные:

– научить учащихся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; – моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков; – решать задачи изученных видов; – выполнять устный счет; – обеспечить условия для развития умения различать условие задачи, вопрос; – способствовать приобретению знаний об оформлении решения задачи в тетради; составлении равенства, используя связь целого и частей; что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков; – способствовать формированию умения переносить условие и вопрос задачи из текста на схему.

Личностные:

– ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания; – способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

– способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; – способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД) – способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; – создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) – способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; – способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас

на уроке математики. Всё ли готово к уроку? (Да)

– Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

 

Умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД)

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Математический диктант

– Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно, спинки прямые.

– Начнем наш урок мы с математического диктанта. Я буду читать высказывание, если вы согласны, то ставьте знак +, если нет – знак −.

1. Чтобы разделить число на 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые 60 и 18. (+)

2. 25 в 3 раза меньше, чем 75. (+)

3. Частное чисел 85 и 17 равно 5. (+)

4. 48 больше 24 на 2. (−)

5. Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6 (+)

6. 14*4=52. (−)

7. 82:2=41. (+)

8. Делитель 26, частное 2. Делимое 13. (−)

9. Если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+)

10. Если 96 уменьшить в 8 раза, получится 12. (+)


Выполнять устный счет

Последовательная реализация поставленной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; пошаговый и итоговый контроль собственных действий

(регулятивные УУД) 
Извлечение необходимой информации из различных источников; использование извлеченной информации

(познавательные УУД)
Формулирование мыслей в устной или письменной форме

(коммуникативные УУД)

 

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Решение задач

– А теперь решим с вами несколько задач.

• В классе 28 учеников. Одна восьмая класса занимается спортом. Сколько учеников занимается спортом?

• Летние каникулы длятся одну четвертую года. Сколько месяцев длятся летние каникулы?

• Возраст дочери 6 лет, что составляет одну пятую возраста мамы. Сколько лет маме?


Решать задачи изученных видов

Умение проговаривать последовательность действий на уроке; умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД)

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Осознание границы своего знания и незнания

(личностные УУД) 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Практическая работа

На доске записаны числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Посмотрите на доску. Разделите числа, записанные на доске на 2.

2 : 2 = 4                                              6 : 2 = 3

3 : 2 = 1 (ост. 1)                                 7 : 2 = 3 (ост. 1)

4 : 2 = 2                                              8 : 2 = 4

5 : 2 = 2 (ост. 1)                                 9 : 2 = 4 (ост. 1)

– Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либо в остатке получается 1)

– Разделите на 3 следующие числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26.

21 : 3 = 7                                          24 : 3 = 8

22 : 3 = 7 (ост. 1)                             25 : 3 = 8 (ост. 1)

23 : 3 = 7 (ост. 2)                             26 : 3 = 8 (ост. 2)

– Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2)

– А при делении на 3 может в остатке получиться 3? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя, в ином случае деление можно выполнить еще раз.)

– О чем мы будем говорить на уроке? (О том, как связаны между собой делитель и остаток.)

– Значит, как будет  звучать тема нашего урока? (Деление с остатком)


Научить учащихся выполнять деление с остатком

Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия; соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

(регулятивные УУД) 
Находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
устанавливать причинно-следственные связи

(познавательные УУД) 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Работа по учебнику

№1 с.27

– Прочитайте примеры под цифрой 1. Объясните, что обозначает рисунок.

 

– Выполните деление.

– Понаблюдайте, какие получились остатки.

– Как вы думаете, почему при делении на 2 в остатке может быть только 0 или 1? (В ином случае деление можно выполнить еще раз)

– Выполните задание 2.

 

– Понаблюдайте, как получились остатки.

– Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2? Почему? (Остаток должен быть меньше делителя)

– Проверьте свои предположения. Прочитайте правило в рамке.

 

– Это правило нужно выучить.


Дидактические материалы:

№1 стр.27

Задание 2

Правило

Моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков;

научить учащихся выполнять деление с остатком

Осознание границы своего знания и незнания

(личностные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Умение корректировать свои действия на основе его оценки

(регулятивные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Самостоятельная работа

– Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради № 83 стр. 32.

– После выполнения задания, отдайте тетрадь соседу на проверку.


Научить учащихся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; Моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков;

Решать задачи изученных видов

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

5. Домашнее задание

– А теперь открываем свои дневники и записываем домашнее задание.

Учебник: № 4 стр. 27; рабочая тетрадь: № 88 стр. 34.

 


 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Итог урока

– Чему новому научились на уроке?

– Что нового узнали?

– Почему остаток не может быть больше делителя?

– Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам?


 

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

(регулятивные УУД) Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Оценочные карточки

– У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Поднимите одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».



Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)