Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Барто_стихи

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Стихи детям А.Л.Барто

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

Планируемые результаты:

Предметные:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные:

• формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

• развитие умения работать с информацией; • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); • развитие умения использовать различные способы поиска информации; • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ребята давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской комнаты).

-Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим

-Кто это?

Дети: Мишка!

-Почему он грустный?

Давайте вместе вспомним это стихотворение

«Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший»

Ребята как нам помочь Мишке? (побуждает детей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка).

Дети: Пришить лапку.

-Правильно! Какой Мишка был?

- Давайте откроем вторую страницу. (сюжет:девочка плачет у водоема).

-А кто вспомнит это стихотворение

 «Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.»

 

Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, ложкой, дуршлаком и т. д.).

Давайте найдем предметы, которые помогут нам достать мяч. ( дети отбирают).

- Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он?

  (открывают следующую страницу, на которой изображен бычок, идущий по наклонной доске?

- Ребята ,а кто на этой странице?

Дети: Бычок!

- Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.

«Идет бычок качается

Вздыхает на ходу:

-Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.»

-Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем. (дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка).


- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Диалог с автором

Постановка проблемы. Открытие нового:

-           Чему учат эти стихи?
1) Беречь свои игрушки.

Молодцы!
-  Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

- Ребята, а кто-то ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть.

            Объявление темы, целей урока. Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто

беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу)

мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.
- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.
А.Л.Барто слайд про Таню

-У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 230 Азбуки.

-Давайте откроем с.230..

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Давайте теперь прочитайте про себя.

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Читает несколько учеников.

-Давайте еще прочитаем стихотворение. Начинай…


Дидактические материалы:

А. Л. Барто "Зайку бросила хозяйка"

- постановка и решение проблемы;

 

личностные:
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Игра

Игра “Репортаж с места события”

– Кто ведёт репортаж?

(Корреспондент.)

–  Кто ещё участвует?

(Свидетели, очевидцы события.)

– Что они должны делать?

(Корреспондент задаёт вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

– Что можно использовать для ответов?

( Можно  показать своё возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

Корреспондент:

– Что вы увидели на месте события?

- Какие дела успела Таня выполнить за день?

- Как вы думаете, почему стих назван именно так "Помощница"?

- Правда ли, что Таня "Помощница"?


- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

 

регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
познавательные:
– понимать и толковать условные знаки и символы;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
– признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

  • -У вас есть любимые игрушки? Какие?
  • -Как вы с этими игрушками обращаетесь?
  • -Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.(читаем)
  • -С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (чтение стихотворения 3-4р).
  • -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?
  • -Почему зайка остался на скамейке?
  • -Как относится девочка к своей игрушке?
  • -Можно ли её назвать хозяйкой?

 

«Игра в слова»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд)

- А.Л.Барто есть стих, которое называется «Игра в слова»


-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Комбинированное чтение

Чтение учителем

  • -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)
  • -А какие звуки вы знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие итд)
  • -Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?
  • -Как мы должны прочитать это стихотворение? Везде по-разному используя мимику, интонацию
  •  Дети читают.

-Что такое родник и с каким ключом его можно спутать?


- формируем умение извлекать информацию из  текста, иллюстраций,  изученного ранее материала;

 

регулятивные:
– работать по предложенному учителем плану.
коммуникативные:
– умение слушать и понимать речь других;
– выразительно читать текст.

 

5. Домашнее задание


Прочитать выразительною стихотворение "Помощница" наизусть.

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение, отсутствие усталости поднимите, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря потратили время и вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.


- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

 

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.